С крестом, но без веры?

Евгений СТРЕЛЬЧИК

История церкви хранит сотни свидетельств о подвигах подвижников веры, которые она ежедневно молитвенно празднует. Поэтому вызывает удивление тот факт, что Русская Православная Церковь (РПЦ) никак не отметила значимую веху своей истории - 1010 лет со дня принятия на Руси христианства.

В официальном календаре на 1998 год среди 27 памятных дат нет упоминания о 1010-летии Крещения Руси. Что это - простой недосмотр церковных чиновников, озабоченных похоронами останков царя, метанием между политическими полюсами, спасением денег или желание не дать повода для подведения некоторых итогов? Возможно, что власть предержащие не посчитали нужным придавать этому событию особое значение. Именно по их воле десять лет назад было положено начало так называемому религиозному ренессансу.

В то время как Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО решила отметить 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в мировой истории и культуре, руководство РПЦ планировало провести торжества скромно, как говорится, келейно. О широком общественном праздновании этой даты речи не было - все ждали разрешения властей. Государственный уровень мероприятий в честь 1000-летия Крещения Руси явился для РПЦ полной неожиданностью. М.Горбачев использовал юбилей для завоевания доверия Запада, демонстрации мировой общественности свободы совести в СССР. Были организованы торжественный концерт в Большом театре и прием у премьера Н. Рыжкова. В то время власть впервые открыто посмотрела на религиозность своего народа, признав, что спустя 70 лет атеистической пропаганды почти две трети населения считает себя православными верующими, а каждый третий младенец проходит обряд крещения.

29 апреля 1988 года М. Горбачев принял в Кремле патриарха Пимена и членов Священного синода. Во время встречи Михаил Сергеевич определил Крещение Руси 1000 лет назад следующими словами: "... это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности". Но истинное отношение власти к церкви в то время красноречиво отражает высказанная генсеком мысль: "Во имя реального равноправия и реальной свободы верующие и неверующие трудящиеся совершили первую в истории социалистическую революцию, бок о бок трудились, возводя здание социализма".

Еще накануне торжеств Церкви были переданы Оптина пустынь и Толгский монастырь, Киево-Печерская Лавра, мощи российских святых, в том числе и Серафима Саровского. После встречи с Горбачевым РПЦ передали из Оружейной палаты Кремля многочисленные православные святыни. Благодарности священноначалия не было предела. Закрыв глаза на все годы жесткого противостояния Церкви и коммунистического государства, патриарх Пимен заявил: "Чада РПЦ, являющиеся гражданами Советского Союза, живут в условиях социалистического общества, программа которого, по нашему мнению, действительно высокогуманна и тем близка христианским идеалам". Подготовка и проведение юбилейных торжеств стали поворотным моментом в положении верующих в нашей стране. В условиях всестороннего кризиса советского общества и коммунистической идеологии власти была необходима хоть какая-то поддержка народа.

В 1988 году один английский советолог, обращаясь к известному иерарху РПЦ утверждал: "Сумеет ли РПЦ ответить на все вызовы современного общества? Сумеете ли вы развить систему религиозного образования детей и взрослых, систему социальной поддержки малоимущих, систему церковной благотворительности? Сумеете ли преодолеть разрыв между Церковью и культурой, ставший результатом атеистического времени? С точки зрения трезвого анализа, конечно, не сумеете. У Церкви нет кадров, ресурсов, опыта, а проблемы на вас обрушатся, как шквал. Поэтому с чисто научной точки зрения вы не справитесь с этой задачей. Но самое неблагодарное дело - строить научные прогнозы в отношении Церкви".

Посещение церквей резке возросло Взрослые люди десятками тысяч принимала крещение. Здесь было много неискреннего и показного. Они совершали великое таинство порой не понимая его значения. Люди становились православными, но невоцерковленными, - то есть сторонились приходской жизни, не понимая ее смысл. Массовый масштаб этому явлению придало снятие запрета на вероисповедание и тот факт, что вера в Бога стала выражением некоторого диссидентства по отношению к коммунистическому режиму. Сегодня никто не станет отрицать значительные успехи церковного строительства. Верующим возвращены тысячи храмов, сотни монастырей, открыты десятки духовных школ. широко развернута миссионерская и издательская деятельность, благотворительность. Этот процесс возрождения русского православия можно назвать настоящим чудом. Но, на мой взгляд, здесь все же больше свершений в материальной сфере, чем в духовной.

Данные ряда социологических исследований опровергают легенду о православном возрождении в России. Разрушенная в трех поколениях культура веры в Бога не имеет основы в людских душах, и ни молитвенные стояния президента, ни возведение храмов не могут положительно повлиять на этот процесс. Сегодня от 65 до 80 процентов населения положительно относится к религии. Но при этом 20 процентов из них не верит в воскрешение мертвых, 41 процент почитает астрологию - Россия остается языческой страной. Один раз в месяц посещает церковь всего 7 процентов, а регулярно молится лишь 4. В пасхальную ночь в этом году в московских храмах молились 120 тысяч человек. Какой это составляет процент от десятимиллионного населения столицы, подсчитать нетрудно.

Напуганная церковными расколами, нашествием проповедников, сложным материальным положением, Церковь нашла защиту у государства. Стремление получить материальную (до 1994 года была специальная строка в госбюджете) или иную помощь от высоких должностных лиц привело к установлению связей очень прагматического характера, к демонстрации тесных дружеских отношений с власть имущими, что выработало стереотип о том, что власть и Церковь едины. Не потому ли так слабо прозвучали протесты патриарха Алексия II против войны в Чечне, неоднозначно были поняты позиции РПЦ по Закону о свободе совести и в истории с царскими останками. А как известно, именно стремление противостоять бездуховной светской власти и привело в Церковь многих россиян.

Причины такого положение дел имеют свои корни в том, что РПЦ, разоренная и затравленная, не была подготовлена к дарованной ей свободе. Годы гонений не смогли воспитать плеяду пастырей, открытых современному миру. У многих священнослужителей не прошел страх перед госчиновниками, которые до сих пор рассматривают веру в Бога с утилитарной точки зрения. Поэтому люди с некрепкой верой испытывают к официальным церковным структурам безразличие и разочарование, но жаждут личного общения с Богом.

Русская Православная Церковь

 

1988г.

1998г.

Архиереи

74

150

Епархий

76

127

Священники

6674

15359

Диаконы

723

1746

Приходы

6893

18000

Монастыри

22

442

Академии

2

5

Семинарии

3

23

Училища

-

21

Университеты

-

2

Институты

-

1

Храмы Москвы

47

404

В Российской империи в 1917 году количество приходских и Монастырских храмов Православной Церкви составляло 77 767.

Отец Владислав Цыпин

Преподаватель Московской духовной академии. Его работа о русской православной церкви XX века включена в фундаментальное издание "Истории Церкви" митрополита Макария. Отец Владислав - редактор 25-томной Православной энциклопедии". Служит на приходе храма Большое Вознесение" у Никитских ворот.

Не следует ожидать эпохальных реформ

Никто в советские времена не отрицал, что у нас в стране существует Православная Церковь. Но она была где-то на периферии, в тени общественного сознания. И вдруг она получает свободу, священники и архиереи напрямую обращаются к народу со страниц газет и телеэкранов. Это советскими людьми воспринималось как новое, неизведанное явление. Тогда каждого батюшку считали чуть ли не как святого. Потом страсти, как и следовало ожидать, поутихли, и поэтому некоторое ослабление интереса к Церкви - процесс естественный и закономерный.

Я оцениваю прошедшие годы как исключительно важные в истории Церкви. Эти десять лет сопоставимы с десятью годами после восстановления патриаршества в 1917 году. Только надо поменять знак. После революции Церковь, опускалась на дно, уходила в подполье, лишалась возможности открыто выполнять свою миссию. Сейчас она поднимается, набирает силы, собирает паству. За эти десять лет изменился общественный статус Церкви. У нее появились невиданные за 70 лет возможности: стали открываться храмы, были восстановлены епархиальные структуры, расширилась система духовного образования, началось массовое книгоиздательство.

Но процесс этот очень сложный. Церковь столкнулась с очень большими проблемами. Самые трагические из них - это расколы. Причины их возникновения, на мой взгляд, в неправильном понимании свободы. Священник поссорился с архиереем и решает перейти в другую церковь. Раскол украинского православия - это чисто политическая игра.

К негативным тенденциям также следует отнести и попытки втянуть РПЦ в политическую борьбу. Различные организации коммунистического толка декларируют свою близость к Церкви. Уверяю, они никакого влияния на принятие священноначалием решений не имеют. Можно назвать и попытку связать Церковь с радикально-демократическими тенденциями. Особенно ярко в тесной связке с православием пропагандируются монархические идеи. Если мы посмотрим на прошлое России, то поймем, что православному человеку трудно солидаризироваться с "республиканцами", "народниками". Но никто сегодня не станет официально утверждать, что монархизм - это позиция Церкви.

Все эти явления соприкасаются с церковной периферией, но никаким образом не выражают всего лица РПЦ, которая, в свою очередь, себя никогда не заужала, чтобы дать повод отождествлять ее с этими движениями. Собственно, церковный народ и священство едины в исповедании православной веры, но нет единства в политических ориентациях.

Говоря о внутрицерковной жизни, мы сталкиваемся с противостоянием консервативных и реформаторских подходов ее развития. Хочу напомнить, что слово "реформа" в историю Церкви вошло вместе с Реформацией, которая стала переворотом в Католической церкви. Конечно же, в вопросах вероучения ни о каких реформах не может быть и речи - оно неизменно со времен Христа. Но Церковь, имея одно и то же учение, одни и те же основы нравственной жизни, всегда реагирует на события эпохи. Но не следует ожидать каких-то эпохальных реформ. Делается то, что должно делаться. Я не думаю, что желательны какие-то перемены -скорее опасны.

Летопись

1988 год

5 июня. Поместный собор принял новый Устав Русской Православной Церкви.

13 июня. В Москве заложен храм в честь 1000-летия Крещения Руси.

1989 год

9 октября. Раскол Православной Церкви на Украине. Создание Украинской Автокефальной Православной Церкви.

1990 год

3 мая. Кончина Патриарха Пимена.

7 июня. Поместный собор РПЦ 166 голосами из 309 избирает нового Патриарха - Алексия II (в миру Алексея Михайловича Ридигера).

2 сентября. В Московской школе ╪ 1106 открылась первая православная гимназия.

9 сентября. Убийство отца Александра Меня.

1 октября. Принят закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях.

26 декабря. Убийство настоятеля Крестовой церкви в Новодевичьем монастыре игумена Лазаря (Солнышко).

1991 год

2 Февраля. Убийство игумена Серафима (Шлыкова).

30 мая. Церковь получила право юридического лица.

20 августа. Патриарх выступил с заявлением, в котором осудил ГКЧП.

1992 год

Образование Автокефальной Украинской Православной Церкви - Киевского патриархата.

11 ноября. Открытие Российского Библейского общества.

1993 год

18 апреля. 32-летний Николай Аверин убил в Оптикой пустыни иеромонаха Василия (Рослянова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева).

2 октября. РПЦ предприняло безуспешную попытку примирить Ельцина и Верховный Совет.

8 октября. Священный Синод запретил духовенству выставлять свои кандидатуры на выборах.

1994 год

21 апреля. Создан комитет по взаимодействию Вооруженных сил и РПЦ.

Сентябрь. Начало восстановления храма Христа Спасителя.

1995 год

5 мая. Б. Ельцин подписал указ "О воссоздании храма Христа Спасителя в г. Москве", в котором даровал налоговые льготы спонсорам.

6 сентября. Увольнение настоятеля Пскове-Печерского монастыря архимандрита Романа (Жеребцова) за то, что он разрешил захоронить в пещерах бандита Николая Гавриленкова.

2 ноября. Скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)

25 октября. Восстановление Воскресенских ворот и Иверской часовни.

1996 год

30 января. Похищение в Чечне священников Сергия Жигулина и Анатолия Чистоусова.

23 февраля. Раскол Православной Церкви в Эстонии.

Октябрь. Получило огласку "Табачное дело" митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

1997 год

11 июня. Срыв встречи Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II.

23 сентября. Убит священник Георгий Зяблицев.

26 сентября. Б. Ельцин подписал закон "О свободе совести и религиозных объединениях".

Август. Настоятель храма Успения Богородицы в Печатниках отец Георгий Кочетков, сторонник церковных реформ запрещен в служении.

1998 год

27 февраля. Синод РПЦ не согласился с результатами экспертиз, признавших обнаруженное в 1991 году захоронение царским.

17 нюня. Патриарх Алексий II не участвовал в похоронах Романовых.

14 сентября. Запрещен в служении настоятель храма Всех Святых в Кулишах игумен Мартирий (Багин).

9 октября. Соборная встреча "Россия: путь к спасению", организованная РПЦ собрала различные политические силы России.

Игумен Иннокентий (Павлов)

Игумен Иннокентий (в миру Сергей Николаевич Павлов), 46 лет, кандидат богословия, публицист, преподаватель ББИ св.ап. Андрея Первозванного. Работал в семинарии в Санкт-Петербурге, в Отделе Внешних церковных сношений. С 1994 года заштатный священник Московской епархии.

Это были десять потерянных лет

С 1988 года, не зная, что собой в реальности представляет наше священноначалие, люди активно пошли в храм. Они ждали, что церковь явит собой пример очищения и отсюда начнется возрождение нации. Интерес общества к церкви наблюдался несколько лет, но с 1991 года и особенно после 1993-го наметился некоторый отток. Конечно, люди не превратились в безбожников - они остались православными, но стали уходить из приходской жизни. Среди церковного народа, и особенно среди интеллигенции, иерархи не имеют особого авторитета. Одни ждут от них еще большей святости, другие - немедленных реформ, но все озабочены всеобщей коммерциализацией. Одновременно происходит усиление консервативных сил, которые хотя и представляют собой небольшой сегмент в церковном обществе - действуют очень активно. Устраиваемые ими сборища (по фильму Скорсезе или царским останкам) современному человеку представляются мрачным средневековьем. А вот по войне в Чечне - шума не было. В своих посланиях, которые никто не слышал, патриарх занимал двойственную позицию, соглашаясь с тем, что надо восстановить конституционный строй, и одновременно призывал к мирному решению проблемы. А в Грозном в тот момент убивали русских мальчишек.

Еще два года назад Московская Патриархия, наблюдая за усилением фундаменталистических тенденций внутри церкви, занимала позицию стороннего наблюдателя. Хотя не было особого секрета в том, что многие епископы разделяют реакционные воззрения. Сегодня священноначалие поняло, что на эту силу можно опираться, используя ее в своих интересах, поэтому оказывает ей скрытое покровительство.

Главная причина падения авторитета Церкви в том, что те, кому по Божественному полномочию поручено заниматься ее строительством - архиереи, - бездействуют. Они сделали свою карьеру не на церковной деятельности, а на ее имитации. В епископате многие грезят церковно-государственной симфонией и тем статусом, который был до революции и который оказался для нее губительным.

Чтобы как-то выправить ситуацию, надо в первую очередь возвратиться, конечно, с учетом нынешних реалий, к фундаментальным определениям Поместного собора 1917-1918 годов: выборность епископата, дисциплина, фиксированное членство в приходе, церковный суд. Несмотря на то, что в последние годы открылись семинарии, духовные академии и институты, серьезной богословской школы в России нет. Если бы 10 лет назад мы послали бы несколько десятков человек в теологические школы Европы, сегодня у нас была бы плеяда отечественных богословов.

Созрела потребность перевода Священного писания на русский язык. Можно дискутировать по вопросу, вводить ли эти переводы в богослужебную практику, но иметь такие переводы надо. Эта работа ведется, но она идет вне официальных церковных структур.

Я считаю, эти десять лет - потерянные годы для церкви. Но десять лет - это не мистическая дата, все еще можно поправить и наверстать. Здоровые силы, несмотря ни на что, внутри Церкви есть, и они должны о себе открыто заявить. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом.

йЮПРЮ яЮИРЮ