Ласточки Апокалипсиса

(В то время как на политической сцене Московская патриархия выступает в роли миротворца, внутри церковной ограды продолжают кипеть страсти)

Конец двадцатого века и второго тысячелетия провоцирует разговоры о скором завершении всей мировой истории. Поп-звезда телепрограммы "Русский дом" о.Тихон (Шевкунов), потрясая перед камерой пакетом с молоком, спешит обрадовать изумленного зрителя, что штрих-код скрытым образом содержит в себе число 666, т. е. число антихриста. Оптинские монахи запрещают своим прихожанам употреблять в пищу продукты "с числом зверя", т. е. с тем же самым штрих-кодом. А московский священник Артемий Владимиров проводит в д/к "Меридиан" целый цикл лекций по Апокалипсису.

В том факте, что досточтимому отцу пришлось для своих экзерсисов выбрать светские стены, нет ничего удивительного. В храме читать Откровение Иоанна (так еще называют эту книгу) не принято: визионерские картины тайнозрителя, местами напоминающие телевизионные ужастики, допускают бесчисленное множество толкований и спекуляций.

Тем не менее, Церковь не отказалась от Апокалипсиса, потому что увидела в нем не животный страх, а радость вечной жизни. Не случайно слова одной из армянских песен полностью взяты из этого таинственного пророчества: "Мы из разных племен, из народов разных/ Разного мы рода, разных языков/ Кровью праведной своей Ты нас искупил, с Богом примирил/ Славься же вовек".

Современные православные, предавшись магии чисел, редко говорят об этом невечернем свете. Оно и понятно: гораздо проще назвать человека врагом, заявить, что через него действует сатана и начать с ним непримиримую борьбу, чем выстроить действительно живые пространства. Этим грешат многие. Например, члены комитета "За нравственное возрождение отечества" во главе с о. Александром Шаргуновым, штампующие как гвозди сборники "Антихрист в Москве". Рассуждая о действительно негативных явлениях - абортах, хамоватой рекламе и сексуальной распущенности - они предлагают решать болезненные проблемы жесткими методами авторитарного государства. Деятельный путь христианской любви, судя по всему, членами "Комитета" отметается с порога. Еще бы: исцелять обезображенные души - работа тяжелая, штучная. Гораздо легче писать поверх рекламных щитов черной краской: "Срам!" и стыдливо не замечать тех безобразий, что творятся чуть ли не в соседних храмах.

Чтобы не быть голословным, приведу такой пример. В храме священномученика Власия приходской совет решил сделать совершение таинств бесплатным для прихожан. Пресловутый "ящик" - место торговли в церкви - был ликвидирован: пусть-де все жертвуют по совести (подобная практика существует в некоторых других московских приходах). Настоятель Власьевского храма не стерпел неожиданных препятствий к "налаживанию нормальной финансовой деятельности" и выдворил свою "двадцатку" на улицу. Выдворение было поручено профессионалам: сначала частному сыскному агенству, а потом, когда прихожане все же вернулись и заперлись в здании церкви - доблестной московской милиции. И никто из профессиональных защитников нравственности не вмешался, не возопил: "Это же срам!"

Только в Москве за год с небольшим разогнано несколько приходов, имевших отчетливый демократический окрас - кто-то слишком активно миссионерствовал, кто-то "не в меру" занимался помощью страждущим. Те же, что еще остались, испытывают сильное давление со стороны красно-коричневых. Того же о.Александра Шаргунова и его духовных последователей.

Верующие пишут отчаянные письма патриарху. "Наш приход всегда славился благотворительной деятельностью, помощью больным, но благочинный сказал нам, что все это неважно, а главное - хорошие отношения с церковным начальством" - жалуются прихожане Всехсвятского храма на Кулишках, чей настоятель игумен Мартирий (Багин) без вразумительных объяснений отправлен за штат и запрещен в служении.

"Наш бывший настоятель, священник Георгий Кочетков, вот уже больше года не может служить, а двенадцать его прихожан отлучены от церкви. Несправедливость предъявленных к ним обвинений доказана прокуратурой еще в октябре 97-го года. Помогите оклеветанным, мы просим справедливости!" - требуют прихожане Успения в Печатниках в письме, недавно направленном на имя патриарха Алексия II. И напоминают о том, что вопреки действующему уставу РПЦ уже больше года не собирается приходское собрание, что в храме ведут непонятную хозяйственную деятельность люди, которых никто на это не уполнамочивал, что действия нового настоятеля не соответствуют закону "О свободе совести и религиозных организаций" (увольнение по собственному произволу людей, рукоприкладство прямо на амвоне и т. д.).

В условиях политического и экономического кризиса РПЦ выступила инициатором встречи ведущих российских политиков в Даниловом монастыре. Российская элита вместе с церковным начальством обсуждала вопрос, как спасти Россию.

Однако для того, чтобы конструктивно вести диалог с российским обществом, чтобы играть роль подлинного миротворца, и патриарху, и его окружению неплохо было бы научиться в первую очередь хранить мир внутри церковной ограды, соблюдать те канонические нормы, которыми живет Церковь.

Борис Колымагин.

йЮПРЮ яЮИРЮ