Патриарх Алексий II упорно избегает встречи с римским папой, но папа очень терпелив...


Почему папа римский не едет в Россию?

А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, почему же римский папа все никак не едет к нам? Официально государственной религии у нас нет, российские католики зовут к себе в гости, да и сам папа давным давно желает посетить Россию. Главы государства тоже давно к себе зазывают: еще в 1989 году приглашал папу римского президент СССР Михаил Горбачев, Борис Ельцин и в первый, и во второй президентский срок присылал приглашение.

Однако, несмотря на решенную правовую сторону вопроса (отсутствие государственной религии), римский папа прекрасно осознает авторитет Русской православной церкви в нашем государстве. Поэтому, исходя из традиций межконфессиональной дипломатии, к возможному визиту римского папы должен благосклонно отнестись патриарх Алексий II.

Патриарх же всячески уклоняется не только от того, чтобы пригласить папу в Россию, но даже от встречи с ним вне Ватикана и вне России. Официально Московская патриархия никак не объясняет свою позицию, поэтому сложившаяся ситуация обрастает многочисленными слухами.

Одна из причин выжидательной позиции патриарха состоит в том, что Русская православная церковь находится на грани раскола по причине уже плохо скрываемого противостояния "обновленцев" и "фундаменталистов". Патриарх Алексий II и его ближайший сподвижник митрополит Кирилл стараются лавировать, быть посередине, а значит, ближе к истине... Отсюда можно предположить, что визит римского папы внесет дисбаланс в еле держащееся равновесие.

Что же так настораживает так называемых "православных фундаменталистов" в возможном визите главы католической церкви в Россию? Прежде всего их настораживает сам факт оживления деятельности католической конфессии на территории Российской Федерации. Католики же свою миссию часто называют "возвращением", так как в годы советской власти имела место искусственно сложившаяся ситуация якобы отсутствия на территории СССР какого-либо серьезного влияния со стороны Ватикана.

Новосибирская область в данном случае может служить типичным примером. Прихожане - католики в основной своей массе - это далеко не только политические ссыльные времен царских и сталинских репрессий, а чаще всего добровольные переселенцы. Особенно много поляков-католиков осело в наших краях в период строительства Транссиба на рубеже веков, так как требовалось большое количество высококвалифицированных рабочих. Жители Западной Украины и царской Польши, многие из которых имели большой опыт строительства железнодорожного оборудования, переселялись в Сибирь. Являясь приверженцами католической веры, они объективно увеличивали масштабы католической миссии. Можно не знать, что швейная фабрика в городе Куйбышеве (бывшем Каинске) находится в помещении бывшей католической церкви, построенной еще в 1906 году, можно не знать, что на месте ЦУМа в Новосибирске когда-то стоял костел, - это не меняет сущности происходящего: католики давным-давно живут в Сибири, и появление католических священников, равно как и новых приходов, назвать словом "экспансия" никак нельзя.

В целом этот процесс можно назвать и "восстановлением", и "возвращением", но как бы православные фундаменталисты ни старались противодействовать желанию римского папы посетить нашу страну, ситуация развивается скорее позитивно, нежели наоборот.

Еще один "слух" повествует о недовольстве Алексия II тем, что происходит сейчас на Украине. Дело в том, что на Украине еще с 1946 года действовала православная церковь, официально поглотившая греко-католическую церковь и всех греко-католиков. Часть греко-католических церквей было передано православным, а некоторые вообще были закрыты и не действовали. Сейчас происходит обратный процесс, на Украине до сих пор не разрешена конфликтная ситуация между греко-католиками и православными. Все эти явления, естественно, не могут "радовать" Московскую патриархию.

Откровенно странной выглядит ситуация, создавшаяся вокруг ВСЦ (Всемирного совета церквей). Дело в том, что "фундаменталистское крыло" православия крайне негативно относится к факту членства Русской православной церкви в составе ВСЦ, а также ко всему, что так или иначе связано с экуменическим движением... Совершенно неясно - при чем же здесь католики? Эта проблема может быть решена исключительно силами РПЦ: ну, заставил Никита Хрущев войти в ВСЦ в 1961 году - что же мешает выйти? Или остаться, но четко это обозначить! Неповоротливость РПЦ в данном вопросе просто удивляет.

Тем не менее первые серьезные контакты православных и католиков уже имели место. Наиболее ярким примером может служить визит в Россию главы католической церкви Польши кардинала архиепископа Иосифа Глемпа. Официально нигде не утверждалось, что он является представителем папы римского, но было совершенно очевидно, что кардинал Иосиф Глемп, земляк Иоанна Павла II, просто не может не встретиться с Алексием II... Известно, что июльский визит польского примаса был успешен и встреча состоялась, но к каким решениям пришла Московская патриархия - неясно.

Несмотря на то, что великая схизма (раскол) сейчас многим кажется архаикой, ссора Рима и Константинополя со времен 1054 года до сих пор остается актуальной. Римо-католики до сих пор смотрят на греко-православных как на раскольников, которых следует воссоединить с церковью через признание ими власти над собой римского папы. А греко-православные, в свою очередь, видят в католиках просто еретиков.

Зная традиционное стремление РПЦ к лавированию в рамках политической конъюнктуры вокруг Кремля, можно прогнозировать визит римского папы только в 2000-2002 годах, то есть после президентских выборов. В случае же победы красно-коричневых, что вполне вероятно, и президента того же окраса католики еще долго не увидят римского папу на территории России.

Михаил ФОКИН, "Новая Сибирь"

http://www.newsib.cis.ru/1999_32/duhpr_1.html