ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ
К 50-летию пастырской и церковно-писательской деятельности прот.Дм.Константинова.
Настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора в Сан-Франциско, отец Виктор Соколов написал краткую юбилейную статью, которая была опубликована в "Записках Русской Академической Группы" и перепечатана в этом издании.
О Церкви - церковно. Статья свящ. Виктора Соколова.
К пятидесятилетию пастырской и церковно-писательской деятельности Д.В.Константинова
О том, что один в поле не воин, мы давно знаем и с поговоркой этой спорить
не собираемся. В то же время, и Священное Писание, и сама жизнь учат нас тому,
что эта житейская мудрость не избавляет нас от высокой ответственности за
свои действия или бездействие. Кроме того, истинно верующему и живущему по
правде и невозможно представить себя совершенно одиноким. Златая цепь праведников,
правдолюбцев и правдоискателей никогда не прерывалась и не иссякнет до конца
дней.
В 1920-ЗОх годах жил и трудился в Русском Зарубежье Иван Аркадьевич Лаговский.
Он был богословом и церковным писателем, из-под пера которого в "Вестнике
Русского студенческого христианского движения" вышло немало острых статей,
объединенных рубрикой: "Там, где с Богом борются". Когда те, кто
с Богом боролся, пришли в Эстонию, Иван Аркадьевич был в числе первых, кого
арестовали и вскоре расстреляли в застенках НКВД. Такова цена правды. Такова
цена веры. Но ни ту, и ни другую истребить нельзя. Исчезла рубрика "Там,
где с Богом борются", родилась другая: "На религиозном фронте".
Дмитрий Васильевич родился 8/21 марта 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1925-27
годах он обучался в Ленинградском Богословском институте, в то же время являясь
студентом Педагогического техникума им. Ушинского. В 1930г. Константинов окончил
Редакционно-издательский институт, а в 1933г. - аспирантуру Научно-исследовательского
института книговедения. В Константинове преподавателей привлекали пытливый
ум ученого и настойчивая зоркость исследователя, и он был в звании старшего
научного сотрудника оставлен в НИИ и одновременно приглашен преподавать в
высших и средних учебных заведениях Ленинграда. В те же годы им было опубликовано
несколько книг ("Оформление советской книги" и т. п.) и статей.
Докторская диссертация на тему "Петр Великий и его издательская деятельность"
была написана накануне Второй мировой войны, которая помешала ее защите.
Мобилизованный в первые же дни войны, Константинов был удостоен офицерского
звания. В 1944 году он попал в немецкий плен, после войны избежал выдачи опричникам
Сталина и остался на Западе. Началось его вот уже полувековое служение Церкви.
19 ноября 1944 года митрополит Анастасий (Грибановский) рукоположил Димитрия
в диаконы, а на следующий день митрополитом Серафимом (Ляде) он был рукоположен
во священника. Служил отец Димитрий в походных церквах Русской освободительной
армии (РОА) и на приходах Русской Зарубежной Церкви в Западной зоне Германии.
Этот период своей пастырской деятельности он описывает в книге "Записки
военного священника РОА" (1980). В 1949 году о.Димитрий перебрался в
Аргентину, а с 1960 года он священствует в США, на приходах Автокефальной
Православной Церкви в Америке. В сан протоиерея о.Димитрий был возведен в
1955 году.
Все эти годы о.Димитрий не прерывает своей церковно-публицистической деятельности.
Уже в Аргентине он основал и редактировал церковно-общественную газету "Новое
Слово" (1949-60). Там же, в Буэнос Айресе, в 1952 году он опубликовал
свою первую в Зарубежье книгу, "Я сражался в Красной армии" - эта
работа принесла ему широкую известность. В 1954 году началось плодотворное
научно-исследовательское сотрудничество свящ. Константинова с Мюнхенским Институтом
изучения СССР. Под обложкой научных побликаций этого замечательного центра,
в 1971 году павшего жертвой американских бесхребетных уступок режиму Хрущева,
было обнародовано немало серьезных и глубоких трудов о.Димитрия, посвященных
положению религии в СССР. В те же годы протоиереем Константиновым публиковались
многочисленные статьи во многих русских зарубежных изданиях.
Среди многих книг этого автора запомнились такие, как "Православная молодежь
в борьбе за Церковь в СССР"(1956), "Религиозное движение сопротивления
в СССР" (1967), "Гонимая Церковь" (1967), "Зарницы духовного
возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых и в
начале семидесятых годов" (1973). Объединяющий, сквозной характеристикой
этих и вообще всех публикаций о. Димитрия является его непоколебимая церковность.
Его точка зрения - не позиция постороннего наблюдателя, он сам является активным
членом Церкви, живущим в ней и ее таинствами вскормленьгй. Боли и болезни
Церкви - его страдания. Победы Церкви - его радость. Отец Димитрий бескомпромиссно
отстаивает чисто православную, не замутненную конфессиональными и юрисдикционкыми
наслоениями точку зрения на Русскую Церковь. "Неужели надо снова объяснять,
что Русская Православная Церковь и Московская Патриархия - не одно и то же...
Это совершенно различные понятия. Если под Церковью... Мы разумеем весь церковный
народ, весь клир и епископат, то под Московской Патриархией понимается лишь
ее высшее церковное управление и только", не устает объяснять свою принципиальную
и богословски неуязвимую позицию прот. Константинов.
Этого исследователя и публициста невозможно обвинить в соглашательстве или
в недобросовестности в отношении правды о положении религии в СССР: вся полувековая
деятельность протоиерея Константинова свидетельствует в пользу его неподкупности
и целостности его мировоззрения. Это отнюдь не означает, что о.Димитрий -
беспристрастный наблюдатель, холодным умом исследующий лично не затрагивающие
его процессы. Отстраненность непременно привела бы к большой неправде, ибо
Церковь как Путь доступна пониманию лишь тех, кто этим Путем Шествует. В то
же время, пристрастность и личное участие вовсе не исключают объективности.
И отцу Димитрию приходится вновь и вновь растолковывать эти истины своим оппонентам:
концентрированно внимания "только на отрицательных моментах жизни и деательносги
РПЦ" и нежелание "видеть положительных сторон ее жизни и деятельности",
по совершенному справедливому его убеждению, - "необъективно, несправедливо
и просто грешно".
Вот это последнее слово, немыслимое в устах нецерковного церковного писателя,
под живым пером прот. Константинова не только не корежит слух и не шокирует
читателя, но замечательным образом переводит весь диспут в совершенно иной
план, возводит вопрос о Церкви на единственно достойный ее уровень -сакраментальный.
Церковь Бога живаго не есть человеческая организация. Ни одна человеческая
организация - партия , общество, правительство - не пережила двух тысячелетий.
Только Церковь. Церковь, члены которой с изначала были людьми маленькими,
слабыми, грешными, испорченными... эта самая Церковь пережила все и все выстояла,
несмотря на все наши немощи и все наше недостоинство. Почему? Да потому, что
Церковь - свята, и свята она не нашей с вами святостью, а Иисус Христовой.
И это Господь, Кому Церковь обязана своей Святостью и самой жизнью своей.
И жизнь эта дается Церкви, то есть нам с вами, ее членам, в Святых Таинствах
и, прежде всего, в таинстве Святой Евхаристии. Только такой настоящий член
Церкви, как протоиерей Димитрий, может таким образом обосновывать свои убеждения:
"Главное, несокрушимое, непобедимое, великое и беспредельно святое -
это Евхаристия. Пока совершается Евхаристия, Церковь существует и живет. Нет
Евхаристии - нет и Церкви".
Церковный историк, богослов и проповедник (а отец Димитрий опубликовал немало
и проповедей и церковно-катехизических бесед) неразрывно смыкаются в творчестве
протоиерея Димитрия Константинова. Это, с одной стороны, делает его труды
едва ли преемлемыми для марксистски подкованных преподавателей общественных
наук в западных вузах. С другой же стороны, именно эта естественная позиция
и мировоззрение делают в глазах церковного народа работы отца Димитрия не
только достоверными, но и провидческими: процессы в сегодняшней церковной
России во многом были прозорливо предсказаны прот. Константиновым. И не только
предсказаны, но и приближены: его острое слово, его мудрое понимание происходящего
немало помогли нам еще там, где с Богом боролись, разобраться в церковной
ситуации и определить свою позицию на религиозном фронте.
Будущие историки несомненно по достоинству оценят ту героическую работу, которую
вели в весьма трудных условиях эмигрантские ученые и публицисты. Выдающееся
место среди них занимал и продолжает активно занимать неутомимый, пристального
взора наблюдатель и исследователь, въедливый читатель и собиратель, целый
научно-исследовательский институт, весь штат которого состоит из одного человека
-протоиерей Димитрий Васильевич Константинов.
Священник Виктор Соколов. Сан-Франциско