В начало

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ

 

СЛОВО О РОЖДЕСТВЕ



Снова подошли рождественские праздники. И, как каждый год, почти в каждом органе печати будут опубликованы статьи, посвященные Рождеству. Казалось бы, написано столько, что писать, по существу, уже больше нечего. И, тем не менее, несмотря на огромное количество рождественских статей, можно еще очень многое сказать по поводу этого христианского праздника.
Прошло почти две тысячи лет с тех пор, как в мире свершилось подлинное чудесное событие, почти незамеченное современниками, но оказавшее огромное влияние на жизнь человечества. И мы снова и снова говорим о Рождестве Христовом, о явлении в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, и, очевидно, будем говорить об этом до конца человеческой истории.
Мир любит славу, богатство, власть... Но богатство, слава, власть могуть быть совершенно различными. С человеческой точки зрения, обыденного сознания, Христос приходит в мир не в славе и богатстве. Он рождается в тихом, провинциальном городе Вифлееме, в скромной семье, добывающей себе средства к жизни плотничьим делом. Но родившись в семье скромного плотника, какую необычайную духовную власть приобретает Он на земле, источником какого духовного богатства Он является для людей, какую подлинно Божественную славу Он обретает в веках!
Христос родился в Вифлееме иудейском. В первую же ночь своей земной жизни Он почти не имел крыши над головой. В эту ночь все тогда весьма немногочисленные гостиницы города были переполнены в связи с народной переписью, проводившейся в Иудее по распоряжению римских властей. По этой же причине Святое Семейство оказалось в это время в Вифлееме. И так как места в гостинице не было, то Мать Иисуса, вместе с другими оказавшимися без крова, нашла себе пристанище за городом в пещере, в которой в плохую погоду укрывался скот.
Господь родился в обстановке, лишенной даже тех примитивных удобств, которые имели тогда самые скромные жилища. Его Мать спеленала Младенца и положила Его в ясли на солому, потому что иного места для Него в этом мире не оказалось. И лишь после того как освободилось место в одной из гостиниц, Святое Семейство перешло туда и осталось на некоторое время в Вифлееме, чтобы выполнить предписание властей и дать отдых Его Пречистой Матери. Уроки смирения и оценки реальности традиционных ходячих ценностей мира сего!
Кто встретил пришествие Христа в мир? Кто склонился перед Ним в эту святую ночь? К Нему пришли не великие мира сего, а бедные пастухи, пасшие свой скот неподалеку от пещеры. Они пришли к Нему и окружили ясли, в которых Он лежал, и в своей простоте, не искушенной земной мудростью, радостно и благоговейно поклонились Тому, Кто определил и определяет ход земной истории в продолжение многих веков. Простота, искренность, непосредственность были теми положительными ценностями, которыми мир встретил Рождение Христа, уполномочив на эту встречу вифлеемских пастухов. На большее, с земной точки зрения, мир не был согласен.
Весь ли мир? Нет, не весь. Христа встретило и нечто другое, также положительное. В эти самые дни представители таинственной древней науки, трое восточных мудрецов-ученых, знавших о явлении в мир Спасителя, прибыли поклониться Ему. Они принесли в дар Младенцу золото, ладан и смирну, то лучшее, что могла дать в то время из своих материальных ценностей земля. Восточные ученые своим прибытием в Вифлеем символизировали неразрывный союз подлинной науки с христианскими ценностями, принесенными на нашу планету две тысячи лет назад.
Есть Истина и есть относительные истины. Первую люди ищут и в своих заблуждениях не могут найти. Подлинная истина не терпит крикливой человеческой рекламы, она воздерживается от почестей, на которые столь падки люди века сего. Она избегает "народных восторгов", ей не нужен дешевый и непродуманный, постоянно сменяющийся общественный авторитет. Истине не нужна общественная поддержка. Она ее не ищет, так как ее сила превозмогает все тленное, человеческое. Она приходит в мир, остается в этом мире, привлекая к себе всех любящих ее.
Относительные истины, подчас преходящего характера, наоборот, ищут так называемой популярности, авторитетов, несмолкаемой рекламы - всех тех временных и спорных ценностей, которыми окружают себя сыны
века сего.
Две тысячи лет назад Вифлеем стал вместилищем пришедшей в мир Истины, ставшей сердцем и совестью огромной части человечества. Господь родился в Вифлееме в более чем скромной обстановке и в дальнейшем, до Своего выхода на проповедь, пребывал в обычных условиях, свойственных трудящемуся человеку того времени. Христос не с сильными и богатыми. Он с теми, кто добросовестно и честно трудится и добывает сам все необходимое для жизни, смиренно и с верою во всемогущий Промысл совершает свой земной путь. "Днесь Христос в Вифлееме рождается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы небесные радуются, и земля с человеки веселится; волхвы Владыке дары приносят, пастыри рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!"
Но благоволение относилось не ко всем людям. С первых же дней Своего земного бытия, Он сразу же сталкивается с противоборствующим злом, стремящимся погубить Его. На Него ополчается земная сила, объятый злом правитель иудейский Ирод, ошибочно видящий в Богомладенце потенциального претендента на его подвластный Риму престол. В результате этого злого противоборства Святое семейство уходит в Египет, во имя спасения Младенца. Можно сказать и по-другому: Святое Семейство эмигрировало в Египет, спасаясь от гонений светской власти. И пусть об этом факте, часто забываемом, помнят все те верующие люди, которые подчас скорбят о своей судьбе эмигрантов. Эмиграция, конечно, не шутка и не увеселительная прогулка. Но и путешествие из Вифлеема в Египет пешком, с помощью лишь ослика, через жаркую, безводную пустыню - было трудным и опасным шагом. Но зло беснуется, и после ухода Святого Семейства в Египет происходит избиение младенцев, родившихся в Вифлееме приблизительно в это же время. Льется кровь ни в чем не повинных детей. Зло торжествует в слепой надежде, что среди погубленных окажется и Тот, Кому поклонились великие мудрецы Востока и кого они назвали "родившимся царем иудейским". Но этого, как известно, не случилось. И через некоторое время Господь со Своими земными родителями возвращается обратно и поселяется в Назарете.
Спаситель пришел в мир именно тогда, когда значительная часть человечества, на плечи которой падала главная ответственность за исторические судьбы людей, духовно созрела для Его принятия. Эта часть человечества готовилась стать восприемницей нового благовестия, воплощенного в Новом Завете. Для восприятия (хотя бы и очень несовершенного) Нового Завета надо было ориентироваться не только на ученых книжников или философов, которых было тогда не так уж и много. Речь в данном случае идет не об избранных мира сего, а о том, что учение Христа должно было быть воспринято обыкновенным средним человеком той эпохи. И что это именно так, ясно видно из следующего примера:
Евангельское благовестие одинаково действенно воспринимается и учеными интеллигентами того времени - апостолом Павлом и врачом Лукой, и простыми рыбаками Галилейского озера, ставшими апостолами и пошедшими за Ним.
"Христос рождается, славьте...", славьте Его чистым сердцем и благоговейною душою, славьте в делах, совершаемых во имя Его, славьте в помышлениях ваших, славьте в молитвах, обращенных к Нему. Христос на земли, Он с нами и будет с нами во веки веков. Аминь.
.



В начало