В начало

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ

 

Из книги " Гонимая церковь".

Константинов Д.В. Гонимая церковь / Под ред. А.В. Попова. Материалы к истории русской политической эмиграции Вып. VI. - М., 1999 - 360 С.
Возвращаюсь к церковному вопросу, связанному с освобождением России от большевистского ига. Он сложен и труден, но одновременно ясен, если подходить к нему без предубежденности и неоправданной гордыни. А гордыни и эмигрантского превозношения перед своими собратиями на родине - у нас сколько угодно. Итак, церковный вопрос. Семьдесят лет советской диктатуры, семьдесят лет уродования нашего народа - дали свои результаты. Лик российского народа искажен и обезображен. Не у всех его представителей, но у весьма и весьма многих. И пройдет много времени пока все станет на свое место и снова Россия станет Домом Богородицы. Не сомневаюсь в этом, но знаю, что еще многое придется пережить прежде, чем закончится трудный и противоречивый процесс восстановления нашей родины. Семьдесят лет религиозных гонений не могли не отразиться и на Российской Церкви. И рядовые верующие люди, и наиболее активная их часть, и духовенстсво, включая епископат не могли в любом случае остаться теми, кем они были до пришествия власти дьявола. Да, мы знаем, гонения на Церковь породили сонмы новомучеников, исповедников, героев духа, глашатаев истины, защитников веры, но одновременно они же породили отступников от веры, людей трусливо скрывшихся от происходящего , породили своего рода религиозных "квислингов", пошедших на сотрудничество с властями в лице КГБ и некоторых других органов власти. Несомненно также и то, что это вынужденное и спровоцированное властью сотрудничество носило у разных людей различный характер и валить всех в одну кучу и попрекать какой-то особой их греховностью не приходится. Ведь главное заключается не в этом. Да, много нехорошего было совершено в недрах и руководстве Российской Православной Церкви. Но, несмотря на все Церковь выжила и пришла к чуду своего освобождения от власти безбожников. И тот факт что верующие, духовенство, епископат сохранили РПЦ и довели ее до победного конца, настолько велико и чудесно, что покрывает и снимает со всех участников этого подлинного чуда всякий грех, всякую нечистоту. Такова истина, истина неоспоримая, истина, которую исказить и "рафинировать" в свою пользу не удастся никому. Да, мы знаем, что в деятельности, например, Московской патриархии, отнюдь не отождествляемой со всей РПЦ, за семьдесят лет накопилось много темного и отрицательного. Но победный итог проклятого семидесятилетия покрывает и оправдывает все происходившее в ней. Однажды, в 1992 году, один из активных деятелей Русской Зарубежной Церкви, протоиерей о.Виктор Потапов прислал мне довольно длинную статью, или даже небольшую брошюру, посвященную положению РПЦ и поддерживающую всякого рода обвинения в отношении российского духовенства. Я прочел присланный мне материал и ответил ему письмом, в котором были следующие строки: "Как бы не были плохи с Вашей точки зрения российские архиереи и все "советское" духовенство, не забывайте никогда, что они выдержали 70 лет не только гонений, но и дикого режима и вышли из этой борьбы победителями. Этого никогда не забудет российской народ, где бы он не находился, и поэтому ваша борьба с Московской патриархией и в целом с Российской Церковью обречена на неудачу. Православным россиянам ближе, роднее те, кто находился с ними в годы лихолетия, а не те, кто горделиво и с чувством собственного превосходства поучают их из-за рубежа. И чем больше вы нападаете на Московскую патриархию, тем ближе они становятся народу, тем усиливается народное всепрощение тех грехов, которые вы приписываете совершенно справедливо им. В этом своеобразие особенностей нынешней церковной смуты и в этом своеобразии я вижу начинающееся возрождение Церкви Российской, но без вашего участия, ибо вы с неимоверным упорством губите сами себя. Впрочем это ваше дело. Я сознательно отошел в сторону, ибо не желаю принимать участие в этом братоубийственном церковном "спектакле", высказав свою точку зрения на происходящее на страницах нашей зарубежной печати." Это письмо было датировано 5 августа 1992 года. Для большей ясности, как разворачивались события, связанные с новым всероссийским церковным расколом я даю в виде приложения к моим воспоминаниям несколько статей на церковные темы, с указанием даты их написания и опубликования, для того, чтобы интересующиеся церковной обстановкой того времени могли бы по подлинным документам ознакомиться с ней. А печатные материалы несомненно являются документальным материалом. В конце концов, к началу 1995 года все свелось к следующему. Синод Зарубежной Церкви считал для себя совершенно неприемлемым так называемое сергианство РПЦ, терминологически связанное со знаменитой декларацией митрополита Сергия 1927 года и использование в практике деятельности Московской патриархии так называемого экуменизма. Совершенно ясно, что к этому времени так называемое сергианство стало уже предметом истории и никакого практического значения не имело. Разногласия на эту тему стали носить отвлеченный теоретический характер. Что же касается покаяния в совершенных грехах, связанных с сергианством, то об этом совершенно ясно говорил в одном из своих выступлений патриарх Алексий II, признавая их и отнюдь не отказываясь от того "наследия", которое вручил ему большевистский режим, преследовавший Церковь в продолжении долгих десятилетий. Одновременон стало ясным, что сергианство и связанное с ним сотрудничество с органами власти, стало широко распространенным явлением, о котором знали все и понимали, что до поры до времени оно носит неизбежный характер. Вопрос стоял весьма остро и жестко. Или представители РПЦ будут в каких-то минимальных пределах лояльны к власти или Церкви вообще не будет. И едва ли можно было легко и свободно занять в еще предвоенное время духовно враждебную к власти позицию, закрыть все церкви и лишить миллионы верующих Святых Тайн Христовых, молитв и участия Церкви в жизни народа. Кто мог это сделать? Митрополит Сергий? Это ему не было дано, но сохранить, хотя бы в минимальных пределах совершение в храмах Божественной Евхаристии, созидающей и сохраняющей Церковь Божию, спасающую людей, открывающей новые возможности для РПЦ - это было его дело и он выполнил его в пределах данных ему Божественным Промыслом. Что же касается экуменизма, то думается, что этот вопрос мог быть разрешен без всякого труда путем переговоров, от которых с завидным упорством продолжала отказываться Зарубежная Церковь. Но на этих путях ее ждали сюрпризы, которые были совершенно неизбежны, но которые ее возглавление не сумело предвидеть, беспредельно зашедшее в пропасть раскола, учиненного им самим. И не случайно именно в это время в кругах верующих, принадлежащих к Зарубежной Церкви стали усиленно говорить о том, что своей церковной политикой синод пытается занять какие-то руководящие позиции в РПЦ, соединяясь с нею. Не знаю насколько это верно, но вполне допускаю такую возможность. Только пути эти оказались кривыми и неэффективными. Но главный сюрприз заключается не в этом. Из "Послания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 1994 года" мы узнаем о следующем. Несмотря на новые обличительные слова Архиерейского Собора в адрес Московской патриархии, говорящие о ее "чрезмерном увлечении экуменизмом и оправдании сергианской лжи", собор констатирует, что "несмотря на отдельные высказывания об историческом значении сергианства, ложь о необходимости единства Церкви с безбожной властью в последнее время расспространяется еще активнее". Вместе с этой констатацией Архиерейский Собор сообщил, что при подготовке к Собору были получены обращениея разных лиц и групп. В них высказаны были различные и зачастую противоположные мнения - причем разные стороны оказались примерно одинаковыми по численности. Это не совсем приятная для Зарубежной Церкви констатация очевидно все же заставила несколько отклониться от своей нетерпимой позиции и начать разговаривать о необходимости искать живого общения со всеми частями Единой Русской Православной Церкви, разрозненными в силу исторических обстоятельств, и работать над созывом Всероссийского Собора, в "котором могут участвовать только здоровые силы, обладающие способностью отличать истину от лжи". Другими словами, несмотря на хорошие слова, продолжается ставка на раскол Российской Православной Церкви.1) Заявление о том, что в предполагаемом соборе будут участвовать только здоровые силы Церкви означает продолжение раскола с попыткой создать еще какой-то собор, не признавая никаких общецерковных канонических норм. И это делается в то время, когда половина верующих, принадлежащих к Зарубежной Церкви считают правильным начать и успешно закончить переговоры с РПЦ в лице ее законного центрального управления - Московской патриархии. Не надо быть пророком, чтобы заранее сказать, что путь Синода обречен на абсолютную неудачу. И сколько нужно иметь в себе злобной гордыни, чтобы продолжать наступать на многострадальную Церковь Российскую и требовать от нее преклонения перед "зарубежной праведностью". Картина в общем ужасающая и абсолютно безнадежная, если к руководству Зарубежной Церкви не придут новые люди, которые исправят создавшееся нетерпимое положение. К сожалению освобождение России от большевизма принесло новые неожиданные церковные огорчения от тех, кто должен был притти в Россию с пасхальной радостью о Господе. Среди событий в моей жизни этого времени нельзя не отметить фактическое полузакрытие журнала "Голос Зарубежья", издание которого началось в самом начале восьмидесятых годов. Собственно официально его никто не закрывал. Его редактор доцент Мюнхенского университета политолог Вера Александровна Пирожкова сумела создать хороший и доброкачественный журнал, антикоммунистического направления. Вела она его уверенно и смело. Я не всегда был во всем согласен с ней, но эти несогласия не имели принципиального значения. Я помещал в этом журнале статьи почти исключительно религиозного содержания или церковно-исторические обзоры в области современной истории РПЦ. Мое участие почти в каждом номере "Голоса Зарубежья" в деловом отношении как-то сблизило меня с В.А.Пирожковой и хотя мы, находясь на разных континентах почти никогда не встречались, но вели постоянную деловую переписку по многим вопросам. Иногда эта переписка превращалась в ожесточенную полемику, которой я вообще старался избегать, полагая, что в наших условиях полезнее давать что-либо позитивное, чем тратить время и силы на споры по второстепенным иногда вопросам. Журнал выходил регулярно четыре раза в год. Неожиданно это положение изменилось в 1994 году. Летом 1994 года вышел первый за все время его существования сдвоенный номер журнала -- №72-73. В последующей переписке я почувствовал в настроении редактора, недавно вернувшейся из России, какое-то разочарование, сомнения - нужно ли издавать журнал дальше, не пора ли прекратить его издание и перенести свою деятельность в Россию. Я со своей стороны посоветывал ей выпускать два раза в год периодические сборники статьей и в этом виде журнал сохранить. Независимо от того, как сложится судьба этого несомненно интересного эмигрантского издания, я могу лишь отметить, что подшивка этого журнала, содержащая все семьдесят три номера, представляет значительный интерес для исследования деятельности второй волны эмиграции, взгляды которой отразились в этом издании
http://chss.irex.ru/db/zarub/view_bib.asp?id=47

В начало