В начало

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ

 

БЕСЕДА О ЗАКХЕЕ

Евангелие рассказывает нам, что в городе Иерихоне Иисуса встретил человек по имени Закхей. Его характеристика в достаточной степени лаконична.
"И вот некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом..." /Лука, XIX 1-3/.
Обратим внимание на эту характеристику. В ней имеются два, на первый взгляд, противоречащие друг другу элемента. Евангелие рассказывает нам о Закхее, прибавляя слово "некто": "некто именем Закхей". Это "некто" по своему прямому смыслу свидетельствует, что Закхей не был человеком знаменитым, о котором знали все жители Иерихона. Он не был, очевидно, и человеком, который прославился как носитель или творец каких-то духовных ценностей. Он был, по мнению евангелиста, малоизвестным человеком, о котором уместно сказать именно "некто".
Но одновременно Евангелие говорит нам, что Закхей был начальником мытарей и человеком богатым. Это свидетельство раскрывает очень многое. Как известно, мытари, или сборщики податей, уполномоченные по сбору налогов с населения, пользовались в то время дурной славой. В силу далеко не совершенной постановки сбора податей в те далекие времена, они злоупотребляли своим положением и, собирая налоги, старались нажиться за счет недобросовестного установления их уровня, взяток, хищений и прочих злоупотреблений. История сохранила немало свидетельств о том, что сборщики налогов часто становились в достаточной степени богатыми людьми. Это несомненный исторический факт, так же как и то, что слово мытарь в те времена было синонимом чего-то весьма отрицательного и бесчестного. Со словом мытарь всегда связывалась моральная нечистоплотность и греховность.
Эти настроения должны были получить еще более яркую окраску, когда дело шло о Закхее, "начальнике мытарей", который, как свидетельствует Евангелие, был богатым человеком. Происхождение его богатства связывалось совершенно естественно с весьма сомнительными комбинациями в области собирания налогов. Но одновременно богатство должно было принести ему известную власть, дополнявшую его служебное положение, его должны были знать весьма многие, он мог в силу своего положения и состоятельности пользоваться авторитетом, перед ним должны были заискивать, очевидно, были люди, которые добивались его расположения. Возможно, что Закхей был даже и неплохим человеком;
для этого предположения имеются основания. Возможно, что многое отрицательное, что могло приписываться ему как начальнику мытарей, существовало в воображении отдельных людей. Но не в этом заключается сущность вопроса. Главное заключается в том, что Евангелие игнорирует эту возможную известность Закхея и подходит к нему просто как к человеку. И думается нам, что это совершенно не случайно. Этот евангельский подход показывает нам в данном случае, как и в других случаях, что внешний успех человека, его земная слава или почет, достигнутый на поприще весьма сомнительной деятельности, направленной на достижение целей, абсолютно чуждых какой бы то ни было духовности, отвергается Евангелием как критерий для какой-то положительной оценки данного человека. Поэтому евангельский подход к внешнему положению Закхея совершенно иной, чем у людей, погруженных в чисто материальные дела. Эта сторона дела как бы проходит мимо евангельского повествования. Но это повествование полностью воздерживается и от осуждения Закхея. Наоборот, оно находит в нем весьма ценные и положительные стороны, сделавшие "начальника мытарей и человека богатого" всемирно известным, получившим подлинную нетленную славу. Не богатство и не служебное положение Закхея принесли ему это.
Мы сказали, что Закхей, возможно, был неплохим человеком. Он был не только неплохим, но имел в глубине души неоценимое сокровище, которое мы называем человеческим духом. И этот дух в нем не умер и не оставил его. Ибо Закхей, несмотря на свою чисто земную деятельность и профессию, сохранил стремление к живой воде духовной жизни. Он не был удовлетворен тем, что имел, и, видимо, не был рабом своего богатства.
Закхей слышал об Иисусе и хотел увидеть Господа, ибо надеялся найти у Него источник, который уталил бы его духовную жажду. Закхей "искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;
и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" /Лука, XIX, 3--5/.
Закхей настолько хотел видеть Господа, настолько стремился к этому, что, забыв все, в том числе и свое общественное положение, побежал вперед и влез на дерево, не думая даже о том, что подобный акт мог быть даже несколько смешным, мог уронить его престиж, тем более, что, надо полагать, возраст его был далеко не юношеский. Но Закхея ничто не остановило, ибо не любопытство, а духовные интересы, связанные с Назарет -ским Проповедником, о котором он уже давно слышал, руководили им. Он интересовался областью духовной жизни и в глубине души стремился к Нему, чтобы найти у Него то, чего ему не хватало в жизни.
"И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став сказал Господу:
Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" /Лука, XIX, 6-10/.
Окружающие люди, склонные, как и все люди, к осуждению, роптали на то, что Господь зашел в дом к человеку, имевшему не особенно хорошую репутацию. Но Иисус, реагируя на это настроение окружавшей его толпы, и, как бы отвечая на разговоры людей между собою, говорит о Закхее, что и он сын Авраамов, подчеркивая этим высокое достоинство человека в соответствии с религиозными представлениями евреев. Но и не только это. Господь пришел спасти погибшее. Духовное возрождение Закхея, увидевшего Христа, и было этим спасением.
Закхей осознал, что с ним произошло. Его слова, обращенные ко Христу, в которых он высказывает нелицемерное желание исправить то ошибочное и греховное, что было в его жизни, является наглядным свидетельством того перелома, который произошел в Закхее.
И начальник мытарей, влезший на дерево, чтобы увидеть Иисуса, из начальника мытарей и владельца сомнительного богатства, превратился во всемирный и вековечный пример возрождения человеческого духа.
.
.
.
.
.
.



В начало