Номер 21 (44)

Сетевая версия

10 ноября 1999 г.

 

"РОССИЯ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ КАТОЛИЧЕСКОЙ"
"Меньше всего мои коллеги и я хотели бы выступать в роли советников, которые бы говорили, чего следует и чего не следует делать", - заявляет один из ведущих ХЦОК священник Георгий Чистяков
Максим Шевченко

Мы предлагаем вниманию читателей два материала - критическую статью в адрес Христианского церковно-общественного канала (ХЦОК) и интервью с одним из ведущих канала, подвергаемого порой самой настоящей обструкции со стороны "православной общественности". Ожесточенная полемика между двумя направлениями русского православия, к сожалению, окончательно оформившимися за последнее время в Церкви - консервативным и либеральным, - ведется давно, и ее тон, мягко говоря, далек от тона "братской любви". Полная же невозможность для ее участников встретиться на одном поле и поговорить лицом к лицу делает ситуацию практически безвыходной. "НГР" является единственным изданием России, где подобная встреча возможна. Мы обещаем читателям, что подобные же заочные диалоги мы будем устраивать и в отношении других болезненных сторон современной российской религиозной жизни.

- ОТЕЦ ГЕОРГИЙ, Христианский церковно-общественный канал (ХЦОК) очень часто обвиняется в том, что он проводит линию Католической Церкви и линию, связанную с понятием католического прозелитизма в России, которая традиционно считается православной страной. Как вы прокомментируете такие обвинения?

- Я не думаю, что сегодня Церковно-общественный канал проводит какую-то особенную линию. Передачи ведутся большим числом ведущих, поэтому программы получаются очень разные, в каких-то случаях даже взаимоисключающие. Причем слушатели канала могут сказать, что удельный вес чисто религиозных передач стал гораздо меньше, чем был вначале. Сегодня гораздо больше передач, посвященных культуре, искусству, театру, литературе. Достаточно большой вес в вещании канала занимают темы социальной работы, не просто проповеди Евангелия, а именно служения христиан среди социально незащищенной части населения.

Студенты-журналисты, которые готовят передачи на канале, приглашают психологов, педагогов, которые работают в детских домах или приютах, или людей, занимающихся работой среди незащищенных слоев общества, т.е. канал стал более общественным и значительно менее церковным в том плане, что проблемы внутрицерковные на канале обсуждаются, но это делается конкретными авторами в их время.

- На епархиальных собраниях последних лет Святейший Патриарх неоднократно достаточно резко критиковал деятельность ХЦОК, в частности, что канал, осуждая деятельность Московской Патриархии, Русской Православной Церкви, в качестве объекта для подражания приводит Католическую Церковь. Что вы думаете по этому поводу?

- Именно по той причине, что Святейший Патриарх высказывал конкретные замечания в адрес ведущих и в адрес канала, мы сделали определенные выводы. Неужели вы думаете, что мнение Святейшего Патриарха нас не интересует или не представляет для нас важности, это, во-первых. Во-вторых, действительно на канале немало говорится о Католической Церкви, кстати, так же как и в "НГ-религиях", где регулярно появляется католическая полоса. На канале есть чисто католические передачи. Авторы рассказывают о том, что происходит на Западе, что делают те или иные монашеские структуры. Католической Церковью в данном плане накоплен большой опыт, нуждающийся в осмыслении, так как Русская Православная Церковь находилась в течение всего XX века в условиях, когда такая деятельность была в сущности исключена.

Ее начала святая Елизавета Федоровна в начале века, причем, опять-таки знакомясь с западным опытом, она создавала на чисто православной основе Марфо-Мариинскую обитель. Затем такую деятельность продолжила мать Мария в Париже с отцом Димитрием Клепининым, но в России она была, конечно, невозможна. Поэтому сегодня с православной точки зрения, как некогда это делала Елизавета Федоровна, как потом это делала во Франции мать Мария, и мы должны осмыслять, что делают католики и протестанты. Другое дело, что много говорить об этом по радио не стоит, нужны скорее интересные живые репортажи.

- Насколько верны сведения о том, что основные источники финансирования Христианского церковно-общественного канала идут из католических структур, как это постоянно подчеркивают ваши оппоненты - радиостанция "Радонеж", православные издания фундаменталистского направления?

- Я думаю, ни для кого не секрет, что католический фонд "Церковь в беде" финансирует не только работу ХЦОК, но и учебную деятельность семинарий и духовных училищ практически по всей России. Этот фонд, созданный специально для того, чтобы помогать церквам - не только католикам, но и православным, и для России прежде всего православным (надо сказать, что католики в России иногда обижаются на то, что фонд о. Веренфрида Ван Страатена помогает православному образованию духовному и православным семинариям и не помогает католическим) - фонд был именно и создан для того, чтобы помогать Церкви и христианам в тех странах, где они находятся в сложном положении. Отец Веренфрид очень много времени и сил посвятил тому, чтобы наладить связь с православным епископатом и помогать епархиям РПЦ, именно поэтому он пригласил на работу в свой фонд православного священника, о. Федора Вандерворта, через которого осуществляется эта помощь, поэтому здесь ни в коем случае нельзя говорить о какой-то тайной католической инициативе, здесь абсолютно открытая деятельность Католической Церкви по поддержке православия в России, о которой всем известно. Отец Веренфрид встречался со Святейшим Патриархом, есть фотографии, эти встречи, конечно, документированы. Он брал благословение у Патриарха на свою деятельность в России. Поэтому здесь нет никакой тайны и никакого секрета, можно только пытаться больше рассказывать о том, что делают католики для поддержки православия в России, что делают лютеране и другие протестанты для поддержки православия в России. Мне кажется, что сегодня ясно всем на Западе и в Америке, что Россия - православная страна, что она никогда не станет лютеранской, католической или какой-то еще, поэтому, помогая православию, они тем самым помогают восторжествовать на Руси христианской истине и Христу.

- Ваши противники часто обвиняют канал в том, что вы поддерживаете секты. Очевидно, имеются в виду какие-то высказывания ведущих. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Тут я ничего не могу сказать. Надо конкретно знать, о чем все-таки идет речь. Что касается моего отношения к сектам, то хотелось бы подчеркнуть: секта - это всегда закрытость, замкнутость, это всегда закрытая мораль, жестко разделяющая людей на своих и чужих. Эта мораль мне глубоко неприятна, мне она кажется по своей сути антихристианской, потому что Христос призывает нас быть открытым навстречу каждому человеку, особенно тому, который находится в беде. Христианство - это всегда открытость. Что касается меня, то я пытаюсь в своих передачах все-таки помогать людям именно эти приоритеты выбирать в своей жизни. Как об этом сказано в 25-й главе от Матфея: "Накорми голодного, приюти бездомного, напои жаждущего, посети того, кто оказался в больнице или тюрьме". Вот это, по-моему, сегодня самое важное, потому что если наша вера не будет утверждена делами, с одной стороны, и не будет утверждена абсолютно открытым отношением к любому человеку вне зависимости от его убеждений, религии - с другой, то грош цена тогда нашим громким словам о вере.

- Как складываются ваши отношения со Святейшим Патриархом? Допускается ли на канале критика высказываний или действий Патриарха Алексия II?

- Как я, священник Московской епархии, рукоположенный Святейшим Патриархом Алексием в священный сан, могу относиться к Святейшему, кроме как с благодарностью, любовью и с уважением? Я это подчеркиваю, потому что, мне кажется, это очень важно. Могу сказать про свои передачи и про передачи других авторов, которые я иногда слушаю, что я никогда не слышал в них критики в адрес Святейшего Патриарха. Мне кажется, она была бы какой-то нелепой, ведь большинство авторов были детьми, когда Патриарх был уже епископом.

- Как относится канал к возможной встрече Папы Римского с Предстоятелем Русской Православной Церкви?

- Это очень сложный вопрос. Но я признаюсь честно, мне бы хотелось, чтобы такая встреча состоялась. Но только я прекрасно понимаю, что она, во-первых, не должна быть протокольной, просто для журнальных обложек, во-вторых, она не должна быть формальной, в-третьих, эта встреча, конечно, не может быть направлена на решение каких-то политических вопросов, потому что эти вопросы решают на специальных комиссиях, на разного рода постоянно имеющих место переговорах. И также она не может носить богословский характер, потому что все богословские проблемы решаются на богословских семинарах, в университетах. Наши епископы бывают постоянно на Западе, встречаются с кардиналами и с Папой. С Запада тоже приезжают епископы, кардиналы, священники, они встречаются с нашими епископами и в том числе со Святейшим Патриархом.

Я думаю, что, если такая встреча возможна, она, наверное, должна быть встречей двух религиозных лидеров, за спиной каждого из которых стоят миллионы людей. Эта встреча должна быть направлена на то, чтобы свидетельствовать перед миром о том, как много задач стоит сегодня перед христианами.

- То есть мы не можем сказать, что лоббирование такой встречи является одной из задач канала?

- Это звучит просто страшно - как мы или как я, священник Георгий Чистяков, могу лоббировать встречу двух патриархов Запада и Востока? Это какая-то нелепость, хотя, конечно, когда большие люди встречаются, это всегда на пользу. Другое дело, что далеко не всегда эти встречи осуществляются. Поэтому можно только желать ее, но ни в коем случае не форсировать ее подготовку и ни в коем случае не лоббировать. Меньше всего мои коллеги и я хотели бы выступать в роли каких-то советников, которые бы говорили, чего следует и чего не следует делать таким большим людям.

- Есть ли у канала какие-то политические приоритеты - ведь канал является светским, а не церковным? Ведь одних политических деятелей - подчеркиваю, не церковных, не религиозных, а именно политических - вы критикуете, а других поддерживаете.

- Тут уже нельзя говорить "канал", потому что у авторов очень разные взгляды на политику, и даже если бы мы в день выборов, что запрещено, кажется, провели бы опрос авторов, кто за кого голосовал, окажется, что они голосовали за самых разных кандидатов, за самые разные партии. Что же касается приоритетов, то я думаю, что они у большинства ведущих примерно одни и те же, конечно, есть они и у меня: это свободная от тоталитаризма Россия. Но о том, кто должен быть президентом, об этом у нас на канале никто не говорит.