Иоанн-Павел II в Грузии

Этот номер "РМ" уходил в типографию тогда, когда папа Иоанн Павел II возвращался в Рим из паломничества, совершенного в Индию, а затем в Грузию. В Индии он пробыл три дня, 5-7 ноября, где сильно страдал от страшной жары, а в Грузии провел меньше двух дней — 8 и 9 ноября, и тут даже ему, вообще любящему холод, было очень трудно и от сырой и холодной погоды, и от резкой перемены климата. К тому жу он был настолько усталый, что у всех сопровождавших его в Грузии появилось серьезное опасение, не болен ли он. По всей вероятности, Папе действительно было крайне физически плохо, но эти труднейшие паломничества — его служение Христу, то, о котором он сказал в своем "Обращении к престарелым": большое счастье "до конца нести по всему миру слово Божье". Неся этот крест, он хочет завершить свой земной путь и теперь уже совершенно открыто об этом говорит, хотя по правилам жизни очень высокопоставленных лиц это и не положено. Но в последнее время он все меньше прислушивается к каким бы то ни было правилам и тем меньше себя бережет.

Это двойное паломничество было особенно тяжелым физически и сложным морально, но для него оно имело особое значение, совсем иное, чем для большинства сопровождавших его журналистов, которые всегда склонны смотреть на события прежде всего с политической точки зрения. Индия интересовала их потому, что в этой стране христиане составляют скромное меньшинство, и вся мировая пресса писала о протестах фанатиков-индуистов, почувствовавших себя особенно сильными после того, как дружественная им партия выиграла последние парламентские выборы.

Грузия же — вторая страна, где большинство верующих — православные (первой стала Румыния) и первая из стран, когда-то входивших в состав Советского Союза, которая открыла двери главе Католической Церкви. Известно было, что приглашение папы Иоанна Павла II исходило от президента Грузии Э.Шеварднадзе. Но в то же время оно было подтверждено (если можно так сказать) Православной Церковью Грузии во главе с ее Патриархом Илией II, и если бы этого не было, Папа не принял бы приглашения одних только гражданских властей. Кроме того, в Грузии с нетерпением и радостью ожидали приезда Папы живущие и работающие там католики. Их в стране немного: всего около двух процентов населения.

Никаких эксцессов и анти-католических демонстраций в Индии, конечно, не было. Согласно официальным комментариям, об этом позаботилось правительство, которое не хотело опозориться перед всем миром, но очевидцы говорят, что главную роль все же сыграло то, что и личность Папы, и его обращение с людьми вызывает глубокое уважение у всех его видящих. В Индии подавляющее большинство населения составляют индуисты, а среди христиан — большинство протестантов, католиков же — незначительное меньшинство. Однако их безостановочная благотворительная и просветительская деятельность (достаточно, может быть, вспомнить покойную мать Терезу) — часто единственный луч света в очень мрачной действительности страны, которая все еще не освободилась от жестокости деления на касты и, следовательно, религиозно утвержденного абсолютного неравенства людей.

Иоанн Павел II посетил Индию с целью поддержать тех, кто провозглашает слово Божие в Азии, как паломник Евангелия и глашатай евангелизации, к которой он призывает весь мир на пороге третьего тысячелетия, неустанно напоминая, что только в ней и через нее придет спасение человечеству. Находясь в Дели, он предал гласности заключительный документ, подготовленный Синодом епископов Католической Церкви по азиатскому континенту (Синод состоялся в Риме несколько месяцев тому назад).

*

Никто, однако, не сомневался в том, что важнейшим моментом этой поездки именно для самого Иоанна Павла II, какое бы значение он ни придавал евангелизации Азии, была остановка в Грузии. Официальная программа этого визита была заранее сообщена ватиканской пресс-службой, и было понятно, что акцент в программе был поставлен на встречах с католиками — верующими мирянами и духовенством — и, конечно, положенное внимание было уделено встрече с президентом республики. Речь шла также о встрече с представителями науки и культуры, которая и состоялась. Этот момент всегда наличествует во всех путешествиях папы Иоанна Павла II: известна его любовь к интеллигенции и его упование, что она своими знаниями и своим трудом будет содействовать лучшему устройству жизни человека на земле и организации общества. Одним словом, будет помогать непрерывно творящему Богу, "даже если они сами не понимают, что это то, что они делают".

Не менее важным было для Иоанна Павла II и общение с православными братьями. В своем приветственном слове еще в аэропорту, где его торжественно встречали Патриарх Илия II, президент Шеврднадзе, председатель парламента и другие высокопоставленные официальные лица, Папа в ответ на выспренную речь Шеварднадзе и несколько сдержанное слово Патриарха ответил по-грузински:

"Благословен Бог! Приветствую всю Грузию и каждого грузина!"

Далее по-английски он сказал, что давно уже желал посетить благословенную землю древней Иверии и выразил особую благодарность Патриарху Всея Грузии, ибо без его братской поддержки этот визит мог бы не состояться.

"Вы знаете, что я прибыл сюда, чтобы разделить Вашу веру и любовь, посетить Вашу Церковь, с христианским миром приветствовать Вас и членов Священного Синода и воздать должное многовековым христианским традициям Вашей Церкви. Я пришел, преисполненный веры, что на рубеже третьего тысячелетия христианской эры мы должны попытаться проложить новые мосты, чтобы христиане единым сердцем и единодушно донесли Евангелие до всего мира. Находящаяся на перекрестке Востока и Запада Грузинская Церковь всегда была тесно связана с другими христианскими Церквами. Взаимосвязи Грузии с Римской Церковью со временем укреплялись и углублялись, и, хотя порой проявлялась некотора напряженность, в конце концов все-таки побеждал общий христианский дух. Мое присутствие здесь свидетельствует о том, насколько Католическая Церковь стремится развивать отношения с Грузинской Церковью, чтобы исполнилась молитва Христова, которую Господь произнес перед смертью во имя единства всех своих учеников".

Свою речь Папа закончил опять по-грузински:

"Благослови Бог грузинскую землю, даруй ей согласие, мир и благополучие, достойных сыновей и дочерей".

Во второй половине дня Иоанн Павел II нанес визит Католикосу-Патриарху в здании Грузинской Патриархии. Во встрече участвовали служители обеих Церквей и представители широкой общественности. Папу встретили древнегрузинским церковным песнопением "Шер хар венахи" — "Ты еси лоза". Патриарх Илия обратился к гостю со словами:

"Ваше Святейшество, возлюбленный брат мой, выражаю большую радость по поводу Вашего визита в Грузию. Грузинская и Римская Церкви — древнейшие Церкви, они основаны братьями Андреем Первозванным и апостолом Петром, что придает особое значение нашим отношениям".

В ответной речи Иоанн Павел II вспомнил о посещении Ватикана предстоятелем Грузинской Церкви 20 лет тому назад: тогда оба они обещали молиться друг за друга. "Сегодня, в условиях обретенной свободы, — добавил Папа, — Грузинская Апостольская Церковь устремилась в будущее, чтобы всемогущей силой Божией милости этот край встретил весну веры. От всей души надеюсь и каждый день молюсь, чтобы еще более расширилось сотрудничество наших Церквей как яркое выражение верности Евангелию, к которой стремятся и католики, и православные".

Несмотря на прекрасные слова, несомненно сказанные от всего сердца, и к большому горю всех искренне верующих христиан, ситуация в Грузии (как и следовало ожидать) оказалась несравненно более сложной, чем та, которую все мы с радостью и надеждой видели во время недавней поездки Папы в Румынию. Очевидно, фанатически настроенная часть грузинского православного духовенства, та самая, может быть, что заставила Патриарха выйти даже из такой нейтральной организации, как Всемирный совет Церквей, сумела заставить православных грузин не встречаться с католиками и не молиться вместе с ними. И встреча не состоялась: на католической литургии, которую Папа совершал во вторник утром на стадионе и куда приехали все грузины-католики, которым удалось добраться до Тбилиси, православных было немного и Патриарх с Синодом не присутствовали. Словами Господа "да будут все едино" полностью пренебрегли. А ведь сегодня, как никогда раньше, очевидно — и об этом неоднократно напоминал Папа, — что без примирения Церквей не может быть примирения народов. Но тут можно, конечно, задуматься: а все ли хотят примирения народов?

Патриарх Илия II тем не менее еще неоднократно встречался с Папой и обменивался с ним словами, которые нельзя считать только частью предписанного церемониала. Особенно важной и знаменательной была, на наш взгляд, встреча Иоанна Павла II c представителями грузинской творческой интеллигенции, в которой также принимал участие Патриарх-Католикос. Но, пожалуй, главное — это посещение Папой великой святыни Грузии — собора Свети Сховели в Мцхете. Он приехал туда совсем больным (его явно лихорадило), он шел с трудом (его поддерживали с двух сторон Патриарх Илия и епископ Станислав Дзивиш, его секретарь и ближайший сотрудник). Присутствовавшие журналисты обратили внимание на то, с какой ласковой заботливостью Патриарх помогал своему больному брату во Христе. Вообще многие отмечали особо доброжелательное и сердечное обращение Патриарха с Папой, в то время как члены Священного Синода были вежливы и благовоспитанны, но, как показалось очевидцам, либо равнодушны, либо боялись проявить какие-либо чувства.

Было отмечено также, причем несколько раз, что Патриарх мало общался со своими епископами, сидел среди них, храня полное молчание, и вдруг оживлялся, когда появлялся Папа. "Может быть он понял, что перед ним человек Божий и действительно брат?" — спрашивает журналистка, от которой мы прямо по телефону, незадолго до вылета из Тбилиси, получили описание того, что сама она наблюдала и переживала.

От наших корреспондентов мы узнали, что Папа с некоторыми самыми близкими своими сотрудниками остановился в приюте для бездомных, который построила в Тбилиси покойная мать Тереза и где и поныне работают ее сестры. Журналисты и другие люди, сопровождавшие Папу, остановились в гостинице "Шератон" и в доме для гостей при президентской резиденции, но Папа ни в одном из этих мест жить не хотел.

Во вторник он освятил дом-приют, созданный благотворительной организацией "Каритас", и туда к нему собрались для встречи священники и монахи не только со всей Грузии (речь идет, конечно, о католиках), но и из других стран СНГ, и из России — совсем издалека, вплоть до Сибири: те, кто так хотел приветствовать его у себя, кто уже перестал на это надеяться и кому Иоанн Павел II был несказанно рад. Это был, по мнению многих очевидцев, один из самых счастливых моментов его пребывания.

Его проникновенные слова о сближении народов и Церквей, о том, что Грузия — мост между Кавказом и Европой, были не просто вежливыми фразами. На чей-то недоуменный вопрос: "Зачем же вы, Ваше Святейшество, так себя утомляете?" — он ответил очень просто: "Потому что Бог вас любит и я вас люблю".

Отметим еще, что Патриарх-Католикос, в начале визита говоривший только о мире и сближении народов, затем очень серьезно и взволнованно добавил и слова о сближении Церквей.

Многие очевидцы комментировали: "Конечно, он всегда и всюду выдающийся человек, герой и подвижник; конечно, много говорилось о падени Берлинской стены, о той огромной роли, которую он сыграл в истории нашего века; но он совсем не обращал на все это внимания и не хотел вокруг себя торжества. Он хотел сказать только слова о Божьей любви, которая спасает в жизни и перед лицом смерти, и хотел предостеречь: напрасно мы думали, что коммунизм пал и все в порядке, все само собой пойдет хорошо, — над человечеством нависла страшная опасность, больше еще, чем прежде, и вся наша надежда и путь к спасению — это воплотившийся, распятый и воскресший Христос. Ради Него и во имя Его я сюда к вам и приехал. Помните, что за каждого из вас, за каждого из нас Бог отдал Своего Единородного Сына, ибо так возлюбил мир. В этом — наш луч надежды, он освещает и просвещает вашу страну, с ее древнейшим христианством, которому она остается верна и за которое она столько пострадала".

Повторим: многие будут говорить о политике, о том, что может дать этот визит в плане отношений с иными православными странами. Но Иоанн Павел II обо всем этом вообще не думал. Ему надо было прийти сюда, по каким бы соображениям его ни пригласили, чтобы сказать о любви Бога к человеку и о любви, которую человек должен иметь к Богу, а все остальное для него второстепенно. Усталый и больной, он донес свой крест до конца. Еще раз.

МАРИНА РИЧЧИ
ВАЛЕНТИН НИКИТИН

 

Тбилиси

 

©   "Русская мысль", Париж,
N 4292, 11 ноября 1999 г.

http://www.rusmysl.ru/1999IV/4292/429215-1999Nov11.html