07.06.2000, среда

Московское время: 00:40:22

Все за сегодня

 

 

 

[06.06.2000 15:45:31]
Максим Шевченко
"НГ-религии" (приложение к "Независимой газете") - специально для Vesti.Ru,
<ngr@ng.ru>
Незваный Папа


В понедельник вечером глава Католической Церкви Иоанн Павел II принял Владимира Путина в библиотеке папского дворца. По сообщению пресс-службы российского президента, в ходе часовой беседы вопрос о визите понтифика в Россию не затрагивался. Впрочем, представители Святого Престола считают, что "двери остаются открытыми". Перед поездкой Путина в Ватикан возобновилось бурное обсуждение возможности папского визита, вызвавшее беспокойство Московской Патриархии. Наш комментарий----}}}

 

Проблемы, связанные с гипотетическим приездом Папы Римского, возникают примерно два раза в год. В основном они связаны с тем, что тот или иной российский политик, съездивший в Ватикан, внезапно заявляет о своем "лоббировании" папского визита. Поводом к этому являются аудиенция у римского старца и благожелательные слова, которые он всегда произносит в адрес страны, из которой приезжает его гость. Папскую воспитанность, его выражение братской любви к Патриарху Алексию неискушенные в христианской этике представители российской "элиты" сразу же принимают за особую иезуитскую изобретательность и намек на то, что они "что-то могут предпринять".

Традицию подобным экспромтам - впрочем, в максимально простой, свойственной ему одному манере - положил Борис Ельцин, в свое время пригласивший Иоанна Павла II в Москву. Реакция Патриархии тогда была очень напряженной - свое заявление первый президент сделал, не посоветовавшись с руководством Церкви. Именно те слова Ельцина дали повод обозревателям постоянно намекать на разные подходы к решению этого вопроса со стороны РПЦ и администрации президента (Думы, Совета Федерации, правительства и т.д.).

Чиновники же сгоряча также решили, что такова "воля высшей власти". О своих особых возможностях в этом деле в разное время заявляли Юрий Лужков, Василий Лихачев и другие. В ответ на подобные заявления оживляются журналисты, тема становится горячей, и Патриарх Алексий II на какой-нибудь эксклюзивной пресс-конференции объясняет позицию Русской Православной Церкви. Она вот уже много лет заключается в следующем:

- должны пройти откровенные переговоры между Русской Православной Церковью и Католической по поводу униатской активности на Украине;

- католики обязаны отказаться от любых форм прозелитизма на канонической территории РПЦ (то есть от привлечения в ряды католиков чад Православной Церкви).

До тех пор, пока эти вопросы не будут разрешены, Папа не сможет приехать в Россию. И дело здесь не в запрете со стороны РПЦ (которая не может запретить Папе посетить страну). В основу политики папских визитов положен очень важный принцип - они должны приводить к урегулированию конфликтов, а не к возрастанию напряженности. И до тех пор, пока местная Православная Церковь устами своего предстоятеля не выразит согласия с приездом Папы, он не ступит на территорию тех стран, которые она полагает находящимися под своим духовным попечением.

Остается вопрос: кому все-таки нужен визит Папы? Очевидно, что в этой ситуации есть как минимум четыре заинтересованных стороны.

Первая - российская политическая номенклатура. Тут все ясно. Человек, которому повезет связать свое имя с приездом Папы в Россию, навсегда обеспечит себе на Западе реноме миротворца и гуманиста. Независимо от того, что он реально из себя представляет и какую политику ведет внутри страны.

Вторая - общественность Запада. Несмотря на то, что Католическая Церковь уже не обладает той властью, какой она располагала в средневековье, ее авторитет огромен. Папа - политик № 1 Запада, причем политик интернациональный. Малейшая его шутка или экспромт (а тем более визит) комментируются тысячами СМИ во всем мире. Папа, если угодно, - символ современного либерального глобалистского проекта, его верховный жрец. От итогов взаимоотношений Ватикана с Москвой могут во многом зависеть и варианты отношения Запада к России.

Третья - Православная Церковь. Ее руководство резонно опасается того, что российский светский истеблишмент может выбрать более "прилизанный" и современный католицизм, дающий право на участие в мировом глобалистском проекте, а не консервативное и трудное для понимания православие. Католики и сами располагают огромными деньгами и еще большими возможностями по оказанию влияния на выдачу кредитов и так далее. РПЦ в случае легальной активизации Рима может проиграть информационную борьбу за души верующих.

Четвертая - Римско-Католическая Церковь. Это самая заинтересованная в визите Папы структура. Традиции прямого обращения в католицизм остались в далеком прошлом. Сегодня Ватикан предпочитает идти по пути формальной унии - согласия церковных элит. Крупнейшая из Православных Церквей - Русская. Отношения, которые складывались у нее до сей поры с Церковью Католической, теплыми не назовешь. И причиной тому не только Украина и прозелитизм. Общее настроение определяется и такими гораздо более очевидными примерами, как распад Югославии, во время которого поддержанный Ватиканом национализм хорватов носил ярко выраженную антиправославную окраску. Именно Хорватия сегодня остается единственным европейским государством, с территории которого практически полностью изгнаны православные (сербы), а церкви или разрушены, или пустуют.

Визит Папы в Россию означал бы настоящий прорыв в отношениях двух Церквей.

При содействии Фонда независимых информационных исследований

С другими мнениями о визите понтифика в Россию можно ознакомиться здесь.

http://vesti.ru/editor/2000/06/06/