Президент не пригласил Папу, потому что Папа ждет другого приглашения

Многие ожидали, что в ходе встречи с Папой Римским Владимир Путин пригласит его в Москву, как это сделали до него Горбачев и Ельцин. Этого не произошло. Почему?

Заведующий службой коммуникаций Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии Виктор МАЛУХИН:

- ПРЕДЫДУЩИЕ приглашения Горбачева и Ельцина, полагаю, остаются в силе, учитывая преемственность власти и уровень отношений между Россией и Ватиканом. Множить эти приглашения до бесконечности, видимо, большого смысла нет. Дело в другом. Папа Римский сам говорил, что может приехать в Россию только по приглашению Патриарха Московского и всея Руси - в качестве главы Римско-католической Церкви, а не в качестве главы государства Ватикан. А вот такого приглашения он пока не получал. Патриарх считает посещение Папой России в принципе возможным. Но полагает, что прежде должны быть уврачеваны проблемы в отношениях между нашими Церквами. Это прежде всего конфликт в православных епархиях на Западной Украине и прозелитический натиск греко-католиков.

 

Историк Яков КРОТОВ:

- ТО, ЧТО ПАПА не хочет приезжать в Россию вопреки воле Патриарха Алексия Второго - чистая любезность со стороны Папы, проявление братской любви. Патриарх требует доказательств любви: Ватикан должен прекратить заниматься прозелитизмом в России и компенсировать ущерб, понесенный православными на Западной Украине от деятельности униатов. При этом под прозелитизмом понимается любая миссионерская активность, любая раздача гуманитарной помощи не через посредство структур Московской Патриархии. От католиков в России требуют даже богослужение совершать не на русском языке, а на латыни, польском, немецком - чтобы уменьшить вероятность соблазнения русского человека западным обрядом. Ватикан всячески сдерживает активность полутора сотен патеров, находящихся в России, вызывая ропот паствы, но все-таки не может себе позволить вовсе замереть, перестать дышать и говорить, а только это могло бы успокоить манию преследования.

Претензии по Западной Украине обнажают причины этой мании преследования. Москва считает этот регион своей "канонической территорией", хотя в составе России Львов, к примеру, находился за последние полтысячелетия в общей сложности менее пятидесяти лет. За время пребывания в составе Польши и Австро-Венгрии тут стали преобладать так называемые "католики восточного обряда" или "греко-католики", в России оскорбительно называемые "униатами". После окончания Второй мировой войны у них отобрали храмы, духовенство в массовом порядке было сослано в Сибирь, верующие насильно причислены к пастве Московской Патриархии. 17 сентября 1989 года многотысячная демонстрация греко-католиков во Львове потребовала восстановления в правах, и два месяца спустя они получили официальную регистрацию. Начался массовый переход паствы и духовенства из Московской Патриархии в греко-католичество, в начале 1990-х годов часто сопровождавшийся мстительным насилием по отношению к "москвичам". Но в последние годы на Западной Украине конфликт почти исчерпан. Московские церковные власти, однако, продолжают твердить о нарушении своих прав. Патриархия после долгого перерыва получила власть и влияние и теперь наслаждается своим престижем, не замечая, что мир уходит вперед, оставляя гордых за кормой. К светским властям России это тоже относится.

Даже если бы Папа удовлетворил все требования Патриархии, это, возможно, не помогло бы: выдвинули б новые. Амбиции церковной власти могут уступить лишь амбициям светской - как в Грузии, где Шеварднадзе принудил православных принять Папу; вид у них был при этом такой, словно они едят вымоченный в бензине шашлык. Отказавшись приглашать Папу, Путин не просто нарушил дипломатический протокол, но и выказал смирение перед патриархийной номенклатурой.

http://www.og.ru/mat/ko1.shtml