ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В ВАТИКАН: СУЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ И РОССИЙСКИХ СМИ

Москва, 8 июня, Благовест-инфо. Западные СМИ особое внимание уделяют аудиенции Владимира Путина у Иоанна Павла II. Большинство газет и журналов пытается анализировать причины, по которым российский президент не пригласил понтифика в Москву. Влиятельная итальянская La Stampa http://www.inopressa.ru/details.htm?id=2025 приводит сразу несколько версий, объясняющих действия российского президента. Основной причиной называется опасение лишиться поддержки Московской патриархии. Другие версии сводятся к тому, что приглашение все же имело место, но Святой престол и Россия решили его не афишировать, приняв во внимание перспективы улучшения отношений между католиками и православными.

La Stampa полностью цитирует 10 лаконичных фразах коммюнике пресс-службы Ватикана: «Сегодня, в понедельник 5 июня, в 18.30, Его Святейшество Иоанн-Павел II дал аудиенцию Президенту Российской Федерации Его Превосходительству Господину Владимиру Путину. Затем в беседе приняли участие Его Преосвященство Государственный Секретарь Кардинал Анджело Содано, секретарь по связям с зарубежными странами Его Преосвященство монсеньор Жан-Луи Торан и министр иностранных дел России Его Превосходительство Игорь Иванов. В ходе беседы обсуждалась роль Святого Престола и России в процессе интеграции между Востоком и Западом, в котором, по мнению президента Путина, Ватикан выполняет крайне важную миссию. Особое внимание было уделено проблемам разоружения и международной ситуации».

Автор статьи считает, что эти общие формулировки «не позволяют судить об атмосфере первой встречи Папы славянского происхождения и хозяина Кремля». «Мы много говорили о культуре, -- сказал после встречи Путин. -- Министр Иванов занимается подготовкой выставки, которая откроется в 2003 году по случаю 500-летия установления культурных связей между Россией и Италией».

Испанская El Mundo http://www.inopressa.ru/details.htm?id=2031 в статье под заголовком «Путин откладывает визит Папы» сообщает, что за несколько часов до отъезда в Милан на встречу с итальянскими предпринимателями президент России Владимир Путин уточнил в Риме причины, по которым он не пригласил Папу Иоанна Павла II в Москву: «Он указал на необходимость укреплять отношения с Ватиканом, не совершая ошибок и не попадая в тупиковые ситуации». Кремлевский лидер дал понять, что в данном вопросе следует проявлять осторожность и неторопливость. По его словам, в действительности, приглашение просто было отложено. «Визит Папы, который не предусматривает встречи с Патриархом Алексием II, не имеет смысла», -- заявил Путин во второй и последний день своего непродолжительного визита в Италию, подчеркнув, что не хочет наносить ущерб дискуссии между православной и католической Церквями.

Британская Financial Times пишет, что главным итогом визита российского президента в Италию следует считать тот факт, что «Путин так и не пригласил папу в Москву». Издание подчеркивает, что Иоанн Павел II уже долгое время старается добиться встречи с российским патриархом Алексием в Москве, однако российские православные иерархи не спешат приглашать Папу, обвиняя Ватикан в попытке переманить в свою веру православных россиян. Вместе с тем газета отмечает, что Ватикан «не придал символического значения символическому отказу Путина», и напоминает, что Папа не нуждается в новом приглашении в Москву, поскольку его туда уже неоднократно приглашали: в 1989-м -- Михаил Горбачев, а в 1991-м -- Борис Ельцин. Владимир Путин, по мнению Financial Times, прекрасно осознает наличие проблемы. Это следует из его недавних заявлений о том, что «православная Церковь ослаблена семьюдесятью годами коммунизма… и потому опасается конкуренции».

Британская The Times пишет о том, что Ватикан старательно скрывает свое истинное отношение к тому факту, что понтифик так и не получил приглашения от российских властей. В статье, озаглавленной «Путин огорчил Ватикан», подчеркивается, что после получасовой аудиенции Папа выглядел «смурным и неулыбчивым» по сравнению с его настроением после исторической встречи с Михаилом Горбачевым вскоре «после конца эры коммунизма в СССР».

Washington Post также приходит к выводу, что Владимир Путин разрушил мечты 80-летнего понтифика, стремящегося наладить отношения с Русской Православной Церковью.

New York Times комментирует заявления Владимира Путина, сделанные в Милане и последовавшие за встречей с Иоанном Павлом II. Газета отмечает, что позиция российского президента, которая заключается в необходимости укреплять отношения с Ватиканом, не совершая ошибок и не попадая в тупиковые ситуации, была встречена в Ватикане с пониманием и некоторым оптимизмом. По мнению газеты, «в отличие от своих предшественников новый российский президент вполне может использовать свое личное влияние для того, чтобы убедить Русскую Православную Церковь смягчить свою позицию».

 

 

Москва, 8 июня, Благовест-инфо. Двумя публикациями по поводу встречи Владимира Путина и Папы Иоанна Павла II отличилась 6 и 7 июня газета «Сегодня» http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_121_news_text_bukalov1.html http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_122_news_text_bukalov1.html . Их автор, Алексей Букалов, считает, что «дорогу в Москву понтифику откроет не приглашение президента, а слово главы РПЦ». При этом он отметил, что «впервые Папу приглашали посетить Москву четверть века назад, в 1975 году, когда председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный встретился с Папой Павлом VI и неофициально пригласил его нанести визит в СССР». Попытки пригласить Папу в Москву, предпринятые руководством перестроечного СССР, а затем и независимой России (в 1989 году в Апостольском дворце Ватикана побывали Михаил Горбачев с Раисой Максимовной, затем дважды -- в 1991 и 1998 годах -- это приглашение было подтверждено первым президентом России Борисом Ельциным) не увенчались успехом, поскольку этому визиту противостоит РПЦ, подчеркивает журналист.

Газета «Сегодня», повторяя заголовки первых полос итальянской прессы «Президент Путин не возобновил Папе Римскому приглашение посетить Россию!», не видит в этом ничего удивительного, поскольку такое приглашение у Папы уже есть. Путин в Милане разъяснил ситуацию так: «Папа, будучи чутким и интеллигентным человеком, даже не затрагивал тему визита»; сам же он не счел возможным вмешиваться в диалог между Римско-Католической и Русской Православной Церквами, который, как ему кажется, «продвигается в нужном направлении». Однако возмущение корреспондента газеты «Сегодня» вызывает «способ переписки свято-даниловских владык со Святым Престолом». Алексей Букалов вспоминает, как в 1997 году, «когда самолет понтифика уже стоял под парами, чтобы доставить Иоанна Павла II в Вену для встречи с патриархом Алексием, с берегов Москвы-реки на берега Тибра пришел лаконичный факс, содержавший... нет, не личное послание Предстоятеля со словами типа «христианнейший брат мой» и т.п., а выписку из постановления Священного синода, где встреча признавалась «несвоевременной»».

Газета «Известия» 6 июня в статье под заголовком «Папа всех простит» http://www.izvestia.ru/izvestia/article/218561  отмечает, что «одной из ключевых встреч Путина в Риме была встреча с Папой Римским Иоанном Павлом II», на которую российский президент опоздал «на целых 15 минут». Не останавливаясь подробно на проблемах католическо-православных отношений, корреспондент «Известий» рассказал о некоторых деталях представления и раздачи подарков. «Вот книга, «Московский Кремль на рубеже тысячелетий», с богатыми иллюстрациями, вот посмотрите», -- добродушно говорил Путин Папе, не выпуская книгу из рук. Книга была огромного подарочного формата, и понтифик ее просто не удержал бы. В ответ российский лидер получил картину-барельеф с изображением Петра и Павла». Интерес корреспондента вызвали подробности представления российской делегации: «Путин, стоя рядом с Папой, знакомил подходящих: «это наш вице-премьер, занимается экономикой и финансами» (Алексей Кудрин), это «начальник нашей швейцарской гвардии» (руководитель Службы охраны Евгений Муров), «это московский мэр, вы знаете»». Анализ описанных событий корреспондент «Известий» оставил за читателями.

Встреча в Ватикане не прошла незамеченной и для сетевых СМИ. Интернет-газета «Вести.RU» http://vesti.ru/editor/2000/06/06/  напоминает, что проблемы, связанные с гипотетическим приездом Папы Римского, возникают примерно два раза в год. В основном они связаны с тем, что тот или иной российский политик, съездивший в Ватикан (Юрий Лужков, Василий Лихачев и др.), внезапно заявляет о своем «лоббировании» папского визита, отмечает обозреватель сайта. Традицию подобным экспромтам -- впрочем, в максимально простой, свойственной ему одному манере -- положил Борис Ельцин, в свое время пригласивший Иоанна Павла II в Москву. «Реакция Патриархии тогда была очень напряженной -- свое заявление первый президент сделал, не посоветовавшись с руководством Церкви», -- подчеркивают «Вести.RU». В ответ на подобные заявления оживляются журналисты, тема становится горячей, и Патриарх Алексий II на какой-нибудь эксклюзивной пресс-конференции объясняет позицию Русской Православной Церкви. Она вот уже много лет заключается в следующем: должны пройти откровенные переговоры между Русской Православной Церковью и Католической по поводу униатской активности на Украине; католики обязаны отказаться от любых форм прозелитизма на канонической территории РПЦ (то есть от привлечения в ряды католиков чад Православной Церкви), комментирует ситуацию обозреватель сайта. По его мнению, есть как минимум четыре стороны, интересы которых затрагивает возможный визит Папы в Россию:

«Первая -- российская политическая номенклатура. Тут все ясно. Человек, которому повезет связать свое имя с приездом Папы в Россию, навсегда обеспечит себе на Западе реноме миротворца и гуманиста. Независимо от того, что он реально из себя представляет и какую политику ведет внутри страны.

Вторая -- общественность Запада. Несмотря на то, что католическая Церковь уже не обладает той властью, какой она располагала в средневековье, ее авторитет огромен. Папа -- политик № 1 Запада, причем политик интернациональный. Малейшая его шутка или экспромт (а тем более визит) комментируются тысячами СМИ во всем мире. Папа, если угодно, -- символ современного либерального глобалистского проекта, его верховный жрец. От итогов взаимоотношений Ватикана с Москвой могут во многом зависеть и варианты отношения Запада к России.

Третья -- православная Церковь. Ее руководство резонно опасается того, что российский светский истеблишмент может выбрать более «прилизанный» и современный католицизм, дающий право на участие в мировом глобалистском проекте, а не консервативное и трудное для понимания православие. Католики и сами располагают огромными деньгами и еще большими возможностями по оказанию влияния на выдачу кредитов и так далее. РПЦ в случае легальной активизации Рима может проиграть информационную борьбу за души верующих.

Четвертая -- Римско-Католическая Церковь. Это самая заинтересованная в визите Папы структура. Традиции прямого обращения в католицизм остались в далеком прошлом. Сегодня Ватикан предпочитает идти по пути формальной унии -- согласия церковных элит».