01 ИЮНЯ. La Stampa.
Непростые отношения России и Папы Римского; Патриархия блокирует приглашение Путина
Марко Тозатти

 

 


В понедельник Владимир Путин направил приглашение Папе Римскому посетить Москву. Однако, как и в случае с его предшественниками на посту президента, инициатива продолжения не получит. И действительно, вчера из Московской Патриархии пришел отказ, выраженный в менее жестких тонах, чем раньше, но не изменившийся по своей сути. Холодный душ на надежды понтифика пролил Патриарх Московский, без соизволения которого вряд ли Иоанн-Павел П сумеет пересечь «непреступную» границу. В Москве с соответствующим заявлением выступил Виктор Малухин, официальный представитель международного департамента Патриархии. "Вполне вероятно, что президент Путин направит приглашение," - отметил церковный представитель, но визит Папы в Москву он назвал "преждевременным".

Для того чтобы состоялся какой-либо визит Папы за рубеж, необходимо выполнить ряд условий. Требуется приглашение местной Католической церкви (в Москве ее представительство крайне незначительно) и приглашение правительства. В случае, если визит запланирован в страну, где господствует иная, не католическая религия, приглашение или согласие должно быть подтверждено руководством этой конфессии. Именно поэтому Виктор Малухин напомнил, что Путин, "в качестве главы государства" может пригласить понтифика в Россию, как уже поступали Михаил Горбачев и Борис Ельцин, но этого не достаточно.

Присутствие Папы в Москве имело бы особое значение. Визит ознаменовал бы примирение между западными и восточными христианами. Папа и Патриарх Всея Руси никогда не встречались после раскола, произошедшего в 1054 году. Таким образом, мало вероятно, что Папа Иоанн Павел II примет приглашение правительства при нежелании, если не сказать открытой оппозиции, со стороны Патриархии. Для преодоления этой оппозиции до сих пор ничего не сделано, сказал Виктор Малухин: "Остаются нерешенными проблемы прозелитизма со стороны католической церкви. Открытая рана для нас - Западная Украина".

Сразу же после падения Берлинской стены многочисленные католические и некатолические группы, с огромным энтузиазмом и часто весьма неосторожно ринулись "евангелизировать" Россию. Православная церковь почувствовала себя жертвой нападения на своей же территории. Затем возникла проблема Украины. Украинская католическая церковь была просто ликвидирована Сталиным сразу же после войны: со всеми церквями, церковным имуществом и верующими она была передана Православной церкви. Когда Украина вновь обрела независимость, украинские католики, так называемые "униаты", вернули себе церкви и церковные ценности, которые у них были отняты. В отношении православных, не хотевших отдавать все это католикам, были предприняты насильственные действия. Наступил период охлаждения отношений между Москвой и Римом.

В течение многих лет Ватикан (в частности, кардиналы Кэссиди и Сильвестрини) предпринимает усилия по восстановлению диалога. Стоит напомнить о попытке организовать встречу между Иоанном-Павлом П и Алексием П на "нейтральном поле", в Венгрии или Австрии. Однако, несмотря на блестящее начало, инициатива так и осталась нереализованной. Вчера Виктор Малухин не делал жестких заявлений, как это было в прошлом. Он отметил, что "диалог продолжается" и что начали функционировать двухсторонние "рабочие теологические комиссии". Вместе с тем, он подчеркнул, что пока нельзя говорить о достижении каких-либо значительных успехов. Таким образом, идея визита Папы в Москву, "Третий Рим", "преждевременна".

Вместе с тем, ситуация, как кажется, вселяет определенную надежду. Диалог восстановлен. В октябре прошлого года Иоанн-Павел П посетил Грузию, страну, входившую в состав СССР, большая часть населения которой - православные. Москва с большим вниманием следила за этим событием. Этот визит, как кажется, не вызывал негативной реакции. Позиция Ватикана по косовскому кризису была оценена по достоинству: стало известно, что делегация, возглавляемая митрополитом Кириллом, побывает в Турине. Кроме того, не стоит забывать о Путине: визит Иоанна-Павла П в Россию стал бы грандиозным политическим событием, имеющим историческое значение. Путин говорит о себе как о православном христианине. Он посещает церковные службы, часто видится с Патриархом, с которым у него сложились прекрасные отношения. Возможно, он расскажет ему о том, что подобный визит может оказаться весьма полезным с "патриотической" точки зрения. Этот аргумент может стать решающим для Церкви, традиционно заботящейся об интересах нации. Как знать, может быть, визит Папы состоится в 2001 году.

http://www.inopressa.ru/details.htm?id=1973