"ВЕТЕР
С СИНАЯ ЗОВЕТ К ДИАЛОГУ"
Юбилейное паломничество Папы Римского
активизировало ближневосточную политику Ватикана
Сергей Старцев
|
|
|
С недавней встречи Арафата и Папы Римского
начался новый период в ближневосточной политике Святого престола.
Фото АП
|
ВЗОЙДЯ на Апостольский престол и превратившись в прагматичного политика мирового
масштаба, Кароль Войтыла не перестал быть глубоким религиозным мистиком.
Несомненным свидетельством этого стала выдвинутая Папой несколько лет назад
идея проведения в юбилейном, 2000, году встречи лидеров трех
монотеистических религий - христианства, иудаизма и ислама - у горы Синай,
где, согласно книгам Ветхого Завета, Бог явился Моисею и дал ему десять
заповедей. Безусловно, для Иоанна Павла II фигуры пророка Моисея,
"которого Господь знал лицом к лицу", и Авраама, которого сам
понтифик назвал "общим отцом иудеев, христиан и мусульман",
являются знаковыми, олицетворяющими возможность глубокого межрелигиозного
диалога и восстановления единства христиан. Однако в реальной жизни оба
этих процесса идут с огромными сложностями, что заставило понтифика отказаться
от своего первоначального замысла и выдвинуть не менее амбициозный проект
"юбилейного паломничества" по Святым местам.
Первым этапом путешествия должно было стать посещение Папой Римским
библейского города Ура Халдейского, находящегося на территории современного
Ирака. И здесь понтифика ждало новое разочарование. Преодоление
колоссального противодействия Вашингтона, закономерно опасавшегося усиления
режима Саддама Хусейна в результате папского визита. Святой престол так и
не смог окончательно договориться с Багдадом. В итоге начало исторического
вояжа было скомкано, и Иоанну Павлу II пришлось ограничиться виртуальным
"духовным паломничеством" на родину Авраама. Эта церемония
состоялась в Ватикане в минувшую среду, а на следующий день Войтыла вылетел
в Каир. Уже сам по себе первый визит Папы Римского в Египет должен был
стать крупным событием в современной истории Ближнего Востока. Но тот факт,
что юбилейное путешествие прошло на фоне целого ряда серьезных религиозных
и политических проблем, придал ему дополнительное значение.
Начнем с сугубо религиозного измерения папского паломничества.
"Ветер, который и сегодня дует с Синая, несет нам непрестанный призыв
к диалогу между последователями трех великих монотеистических религий в их
служении на благо семьи человеческой". С этими словами Иоанн Павел II
обратился к верующим, собравшимся в субботу в монастыре св. Екатерины,
находящемся у подножия библейской горы. Здесь, в древнейшем христианском
монастыре мира, история которого насчитывает 14 веков, сейчас живут в
трудах и молитвах 23 монаха Греческой Православной Церкви. Все они во главе
с настоятелем архиепископом Дамианом радушно встретили понтифика, одарили
его крестами и иконами и тактично, но твердо отказались участвовать в
совместной молитве. Совсем не просто складывалось и общение понтифика с
патриархом Коптской Православной Церкви Шенудой III, который не только не
встретил высокого гостя в аэропорту, но и не был на папской мессе в
каирском Дворце спорта. В конце концов лед в отношениях двух лидеров
несколько растаял, но случилось это только после того, как Войтыла намекнул
на возможность ревизии принципа примата Папы Римского, который до сих пор
остается камнем преткновения на пути к единству христиан.
Как это ни парадоксально, но сюжет, связанный с диалогом католиков и
мусульман, на сей раз развивался более успешно, прежде всего потому, что
затрагивал некоторые жгучие политические проблемы. (В этом смысле нынешний
папский вояж сильно напоминал недавний визит Иоанна Павла II в Грузию).
Очевидно, что официальный Каир рассчитывал использовать потепление
отношений со Святым престолом для придания нового импульса мирному процессу
на Ближнем Востоке, причем в нужном для себя направлении. Ватикан, в свою
очередь, сделал в самое последнее время два серьезных политических жеста:
во-первых, аккредитовал собственного представителя при Лиге арабских
государств и, во-вторых, заключил договор с ООП, официально признав будущее
Палестинское государство и отвергнув оккупацию Восточного Иерусалима. И
хотя госсекретарь Ватикана Содано заявил в Каире, что Святой престол
стремится прежде всего содействовать палестинско-израильскому диалогу, в
арабском мире крепнет убеждение, что понтифик вновь твердо встал на сторону
палестинцев.
Об этом вполне красноречиво свидетельствовал великолепный прием, который
организовал Иоанну Павлу II президент Мубарак, встречавший его в аэропорту
под звуки триумфального марша из "Аиды". Египетский руководитель
сделал также все, чтобы папская месса в Каире прошла с колоссальным успехом,
хотя он же ранее ясно дал понять, что встреча на Синае с участием иудеев и
мусульман в нынешней ситуации нежелательна. Не следует забывать, что еще
несколько лет назад этот визит был бы попросту невозможен в силу серьезных
предубеждений Каира в отношении Войтылы, которого там часто обвиняли в
излишне тесных связях со спецслужбами Запада во времена борьбы против
коммунизма.
На все это Иоанн Павел II ответил осуждением любых насильственных акций
со стороны религиозных фундаменталистов и щедрыми похвалами в адрес Мубарака,
"внесшего крупный вклад в дело продвижения мирного процесса в
регионе". Закономерной в этой связи была и самая что ни на есть
благожелательная реакция со стороны главы египетских суннитов - шейха
Мохаммеда Сайеда Тантави - на папские призывы к развитию диалога между
христианами и мусульманами и их равному участию в социальной жизни страны.
Более того, исламский лидер выразил глубокое удовлетворение тем, что
"Папа столь близок палестинскому народу", и заявил о готовности
посетить Ватикан этой осенью.
Нет сомнений, что такое развитие событий еще более осложнит отношения
Святого престола с Израилем, нормализация которых считалась одним из
главных дипломатических успехов Иоанна Павла II. Не исключено, что
февральское соглашение с палестинцами и нынешний визит в Египет скажутся на
мартовском путешествии Папы в Святую землю, где он намерен посетить
Назарет, Вифлеем и Иерусалим. Во всяком случае, лидеры экстремистского
израильского движения "Ках" уже поспешили объявить Войтылу
"persona non grata" в Израиле и готовятся оказать давление на
раввинов, чтобы они отказались от встречи с духовным лидером католиков. Все
это не может не беспокоить престарелого понтифика, для которого
паломничество по Святым местам, связанным с именем Иисуса Христа и самой
историей Спасения, всегда было хрустальной мечтой.
Ватикан
|