Номер 38 (2100)

Сетевая версия

1 марта 2000 г.

 

"ВЕТЕР С СИНАЯ ЗОВЕТ К ДИАЛОГУ"
Юбилейное паломничество Папы Римского активизировало ближневосточную политику Ватикана
Сергей Старцев

С недавней встречи Арафата и Папы Римского начался новый период в ближневосточной политике Святого престола.
Фото АП

ВЗОЙДЯ на Апостольский престол и превратившись в прагматичного политика мирового масштаба, Кароль Войтыла не перестал быть глубоким религиозным мистиком. Несомненным свидетельством этого стала выдвинутая Папой несколько лет назад идея проведения в юбилейном, 2000, году встречи лидеров трех монотеистических религий - христианства, иудаизма и ислама - у горы Синай, где, согласно книгам Ветхого Завета, Бог явился Моисею и дал ему десять заповедей. Безусловно, для Иоанна Павла II фигуры пророка Моисея, "которого Господь знал лицом к лицу", и Авраама, которого сам понтифик назвал "общим отцом иудеев, христиан и мусульман", являются знаковыми, олицетворяющими возможность глубокого межрелигиозного диалога и восстановления единства христиан. Однако в реальной жизни оба этих процесса идут с огромными сложностями, что заставило понтифика отказаться от своего первоначального замысла и выдвинуть не менее амбициозный проект "юбилейного паломничества" по Святым местам.

Первым этапом путешествия должно было стать посещение Папой Римским библейского города Ура Халдейского, находящегося на территории современного Ирака. И здесь понтифика ждало новое разочарование. Преодоление колоссального противодействия Вашингтона, закономерно опасавшегося усиления режима Саддама Хусейна в результате папского визита. Святой престол так и не смог окончательно договориться с Багдадом. В итоге начало исторического вояжа было скомкано, и Иоанну Павлу II пришлось ограничиться виртуальным "духовным паломничеством" на родину Авраама. Эта церемония состоялась в Ватикане в минувшую среду, а на следующий день Войтыла вылетел в Каир. Уже сам по себе первый визит Папы Римского в Египет должен был стать крупным событием в современной истории Ближнего Востока. Но тот факт, что юбилейное путешествие прошло на фоне целого ряда серьезных религиозных и политических проблем, придал ему дополнительное значение.

Начнем с сугубо религиозного измерения папского паломничества. "Ветер, который и сегодня дует с Синая, несет нам непрестанный призыв к диалогу между последователями трех великих монотеистических религий в их служении на благо семьи человеческой". С этими словами Иоанн Павел II обратился к верующим, собравшимся в субботу в монастыре св. Екатерины, находящемся у подножия библейской горы. Здесь, в древнейшем христианском монастыре мира, история которого насчитывает 14 веков, сейчас живут в трудах и молитвах 23 монаха Греческой Православной Церкви. Все они во главе с настоятелем архиепископом Дамианом радушно встретили понтифика, одарили его крестами и иконами и тактично, но твердо отказались участвовать в совместной молитве. Совсем не просто складывалось и общение понтифика с патриархом Коптской Православной Церкви Шенудой III, который не только не встретил высокого гостя в аэропорту, но и не был на папской мессе в каирском Дворце спорта. В конце концов лед в отношениях двух лидеров несколько растаял, но случилось это только после того, как Войтыла намекнул на возможность ревизии принципа примата Папы Римского, который до сих пор остается камнем преткновения на пути к единству христиан.

Как это ни парадоксально, но сюжет, связанный с диалогом католиков и мусульман, на сей раз развивался более успешно, прежде всего потому, что затрагивал некоторые жгучие политические проблемы. (В этом смысле нынешний папский вояж сильно напоминал недавний визит Иоанна Павла II в Грузию). Очевидно, что официальный Каир рассчитывал использовать потепление отношений со Святым престолом для придания нового импульса мирному процессу на Ближнем Востоке, причем в нужном для себя направлении. Ватикан, в свою очередь, сделал в самое последнее время два серьезных политических жеста: во-первых, аккредитовал собственного представителя при Лиге арабских государств и, во-вторых, заключил договор с ООП, официально признав будущее Палестинское государство и отвергнув оккупацию Восточного Иерусалима. И хотя госсекретарь Ватикана Содано заявил в Каире, что Святой престол стремится прежде всего содействовать палестинско-израильскому диалогу, в арабском мире крепнет убеждение, что понтифик вновь твердо встал на сторону палестинцев.

Об этом вполне красноречиво свидетельствовал великолепный прием, который организовал Иоанну Павлу II президент Мубарак, встречавший его в аэропорту под звуки триумфального марша из "Аиды". Египетский руководитель сделал также все, чтобы папская месса в Каире прошла с колоссальным успехом, хотя он же ранее ясно дал понять, что встреча на Синае с участием иудеев и мусульман в нынешней ситуации нежелательна. Не следует забывать, что еще несколько лет назад этот визит был бы попросту невозможен в силу серьезных предубеждений Каира в отношении Войтылы, которого там часто обвиняли в излишне тесных связях со спецслужбами Запада во времена борьбы против коммунизма.

На все это Иоанн Павел II ответил осуждением любых насильственных акций со стороны религиозных фундаменталистов и щедрыми похвалами в адрес Мубарака, "внесшего крупный вклад в дело продвижения мирного процесса в регионе". Закономерной в этой связи была и самая что ни на есть благожелательная реакция со стороны главы египетских суннитов - шейха Мохаммеда Сайеда Тантави - на папские призывы к развитию диалога между христианами и мусульманами и их равному участию в социальной жизни страны. Более того, исламский лидер выразил глубокое удовлетворение тем, что "Папа столь близок палестинскому народу", и заявил о готовности посетить Ватикан этой осенью.

Нет сомнений, что такое развитие событий еще более осложнит отношения Святого престола с Израилем, нормализация которых считалась одним из главных дипломатических успехов Иоанна Павла II. Не исключено, что февральское соглашение с палестинцами и нынешний визит в Египет скажутся на мартовском путешествии Папы в Святую землю, где он намерен посетить Назарет, Вифлеем и Иерусалим. Во всяком случае, лидеры экстремистского израильского движения "Ках" уже поспешили объявить Войтылу "persona non grata" в Израиле и готовятся оказать давление на раввинов, чтобы они отказались от встречи с духовным лидером католиков. Все это не может не беспокоить престарелого понтифика, для которого паломничество по Святым местам, связанным с именем Иисуса Христа и самой историей Спасения, всегда было хрустальной мечтой.

Ватикан

http://www.ng.ru/world/2000-03-01/6_wind.html