Предательство или слабость?
Почему среди новых святых нет имен многих мучеников и исповедников

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

Здесь, в Бутово, в 1937 году расстреливали священников и мирян: святых и грешников

КАНОНИЗАЦИЯ новых православных святых - безусловно, событие праздничное и светлое. Однако ни одна бочка меда не гарантирована от ложки дегтя. Пресловутой ложкой в данном случае стало отсутствие в списке новых святых ряда весьма почитаемых среди православных имен.

Так, в московском Свято-Даниловом монастыре особым уважением пользуется имя архиепископа Феодора (Поздеевского). Он был известен как строгий ревнитель православия, в свое время упрекавший Патриарха Тихона в излишней мягкости. В 1937 году его расстреляли. В последнее время вышло немало статей о благочестивой жизни и подвиге владыки Феодора, снят документальный фильм о его судьбе. Казалось бы, никаких препятствий для канонизации нет, но в списках святых его нет. В церковно-исторической литературе есть обрывочные данные о том, что существуют протоколы допросов владыки следователем НКВД, где архипастырь называет имена своих "соучастников". Однако толком никто ничего не объяснил - и паства осталась в недоумении.

Еще более загадочна история другого известного архиерея - Мануила Лемешевского. Он остался жив после репрессий, но долгие годы провел в тюрьмах и ссылке. Выйдя на свободу, он стал автором многотомного словаря биографий русских епископов XX века - уникального собрания данных о судьбах гонимых властями церковных иерархов. На соборе было канонизировано несколько исповедников - то есть тех, кто был гоним, но выжил. Но о митрополите Мануиле, насколько известно, вопрос не поднимался. А даже некоторые почитатели владыки смущены тем, что по Патриархии гуляет слух: мол, по его показаниям арестовывали людей. При этом правду от навета отличить крайне сложно.

Третий пример. Митрополит Серафим (Александров), один из ближайших соратников будущего Патриарха Сергия (Страгородского), сторонник компромисса с властями при условии сохранения незыблемости церковных канонов. Еще в 20-е годы наиболее непримиримо относившиеся к большевикам православные люди обвиняли владыку Серафима в слишком тесном контакте с "компетентными органами". Однако ни тогда, ни сейчас никаких доказательств нет. Вот и приходится гадать, почему митрополита Серафима нет в списке святых - то ли действительно работал на чекистов, то ли просто не выдержал пыток.

Можно перечислить еще немало имен епископов, священников и мирян, которые не попали в утвержденный собором перечень новых православных святых. Впрочем, в соборном деянии говорится о том, что не все новомученики и исповедники поименно известны - имена некоторых ведомы пока что только Богу. Также сообщалось, что нынешняя канонизация - не последняя. Однако в данном случае речь идет об очень известных людях, чтобы предположить возможность "откладывания" прославления еще на несколько лет.

Поэтому во избежание недоумений необходимо знать всю правду, сколь горька она ни была. Впрочем, есть устоявшееся мнение, что правду говорить не стоит, потому что она может нанести ущерб памяти уже умерших людей. Но вот что интересно. Данные о сотрудничестве с "органами" представителей обновленческой церкви публикуются в исторических трудах, причем с указанием подлинных имен "действующих лиц". Или, например, архиепископ Варфоломей (Ремов), по достоверным данным, перешел в католичество, уже дав подписку как "сексот". И что же: это факт неоднократно обнародован в исторических трудах. Однако нет ни одной достоверной, подкрепленной документальными доказательствами, информации о "доносительстве" иерархов, сохранивших внешнюю верность церкви (разумеется, эта "верность" была на деле предательством). При этом даже сам факт гибели в годы репрессий вовсе не означает, что тот или иной человек не работал на "органы", В конце 30-х годов расстреливали без особого разбора. Точно так же часто не вполне ясно, как вели себя на следствии люди, которых почитают верующие. Поэтому приходится выяснять это по косвенным признакам, что совершенно не исключает ошибки. И поэтому православным в ряде случаев до сих пор не ясно: молиться ли непрославленному пока мученику, сожалеть ли о печальной судьбе того, кто оговорил себя и других или отшатнуться прочь.

 

http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Contents/2000_183_time_text_makarkin3.html