ОПЫТ КАТЕХИЗАЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ФИНЛЯНДИИ
(на примере Хельсинкского прихода в 60-90-е годы XX века)
 

Бакалаврская работа

студентки IV курса

Р.-Х. Кемппи

МОСКВА
2001

 

ГЛАВА II. Опыт катехизации в Хельсинкском приходе

1. Групповая катехизация

            Сначала исследуем ту групповую катехизацию, которая проводилась в Хельсинкском приходе в самом городе Хельсинки. После того рассмотрим катехизацию в городе Эспоо, который находится рядом с Хельсинки. В остальных местах в Хельсинкском приходе групповой катехизацией не занимались. Почти весь материал в этой главе основывается на интервью, так что на них в каждом случае не ссылаемся, а только на литературу.

            Первым проводил групповую катехизацию в Хельсинкском приходе о.Теппо Сиили. Это начиналось во второй половине 60-х годов. В конце 70-х годов оглашаемыми занимался о. Юхани Хяркин, заменивший о. Теппо, а после него – о. Тимо Лехмускоски до первой половины 90–х годов. С конца 90-х годов главным ответственным по групповой катехизации стал о. Митро Репо.

В Эспоо групповая катехизация проводится с 1991 года. Сначала она не была особенно организованной, а при часовне собирались вместе на встречи по разным темам и православные и оглашаемые, так как все нуждались в общении. В первые годы главное содержание этих встреч было оглашение, но не только, а были и такие темы, которые были интересны для всех. Впоследствии оглашение и “кружок православия” стали проводить отдельно. Один прихожанин, Микаэл Сундквист, учился некоторое время в Москве в Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школе (МВПХШ), и когда он вернулся оттуда, о. Хейкки Хуттунен просил его проводить катехизацию. Он начинал заниматься ею осенью в 1997 году, но потом его рукоположили в пресвитера и послали служить в Швецию. После него оглашением занимались студенты Йоэнсууской православной семинарии, Пекка Метсо с 1998 до 1999 года и Айно Ненола после него. В настоящее время она продолжает проводить огласительные встречи. О. Хейкки иногда посещает встречи и беседует с оглашаемыми.

В 1996-97 гг. в Хельсинки одна маленькая группа оглашалась заочно в Огласительном училище при МВПХШ. В группе было пять женщин, из которых одна скоро ушла. Остальные собирались вместе раз в неделю слушать кассеты по темам оглашения, читали Библию и литературу, ходили на богослужения. Группа не сохранилась до конца оглашения, а каждая из оглашаемых воцерковилась индивидуально или с другой группой по разным причинам.

Содержание научения

О содержании научения о. Теппо не рассказывал подробно, но он говорил, что он старался научить так, чтобы оглашаемый получил все необходимое для того, чтобы стать активным членом прихода, и чтобы у него было желание и способность усвоить еще больше знания и опыта. Целью научения было передать не книжную мудрость, а православную жизненную мудрость. Содержание состояло из разных областей предания: догматики, истории Церкви, этики, литургики, и т.д. так, чтобы “из всего этого получилась целостная картина, которая является православной жизненной мудростью”. О.Теппо рекомендовал читать литературу по силам, и предупреждал не принимать сначала “слишком твердую пищу”, т.е. читать, например, “Добротолюбие”, не сразу, а только тогда, когда уже есть достаточно надежная почва. Он подчеркивал то, что всю жизнь надо учиться и стремиться вперед, потому что жизнь в Церкви является именно жизнью, а не теорией: “Быть православным значит стать православным.”

Оглашение продолжалось различное время в зависимости от потребности оглашаемых: от нескольких месяцев до нескольких лет. О. Теппо хотел, чтобы оглашаемый в своем переходе в православие стремился приобрести духовную пользу, а ни в коем случае не совершал его, как некий поступок против кого-нибудь или протест против той церкви, членом которой он раньше был. Он упоминал, что из-за такого протеста время оглашения продлилось у одного человека больше двух лет.

            Этот опыт невозможно анализировать подробно, так как он передает только общие сведения о проводимой катехизации. В нем очень хорошо стремление к целостности и положение, что научение веры продолжается и после оглашения.

У о. Юхани содержание научения основывалось, прежде всего, на вопросах оглашаемых. Оглашаемые задавали вопросы, и о. Юхани отвечал. Огласительной литературы была в то время очень мало, но каким-то учебником они пользовались.

            Это оглашение, возможно, правильнее было бы называть предоглашением, чем самим оглашением, потому что оно все основывалось на вопросах оглашаемых. Оно отвечало на вопросы о вере, но не передавало православную веру целостно.         

О. Тимо проводил огласительные встречи раз в неделю. Во встречах участвовало постоянно около 20 человек, иногда меньше, иногда больше. Встречи начинались и заканчивались общей молитвой. В начале встречи было чаепитие, во время которого люди общались и знакомились друг с другом. Основное содержание встречи состояло из двух частей: первая часть научение, а вторая вопросы и ответы.

            Содержание научения оставалось все эти годы почти без изменений, хотя, наверное, немного обрабатывалось. О. Тимо подчеркивает необходимость участия оглашаемых в богослужениях, и не только на литургии. Он считает, что богослужение научает в православии лучше чем какое-либо другое учение. Об этом он постоянно говорил оглашаемым, и многие стали ходить на службы регулярно. Теоретическое содержание научения состояло, в основном, из истории спасения, догматики и этики. История спасения рассматривалась в связи с церковным календарем. Оглашение начиналось каждый год осенью, и до Рождества говорили прежде всего о Боговоплощении, Рождестве и Богородице, потом о земной жизни Спасителя и о Воскресении, и после Пасхи о Церкви. Все эти события рассматривались в связи с соответствующим праздником. Из области догматики говорили о самых главных темах, например, об учении о Святой Троице, о Церкви, о Христе. В этом о. Тимо пользовался учебником о.Фомы Хопко. По этике обсуждали разные темы и вопросы, на которые предлагались ответы, соответствующие православной вере. Во второй части встречи, которая состояла из вопросов и ответов, люди могли задавать любые вопросы о вере и Церкви, но, конечно, было желательно, чтобы никто  не заходил слишком далеко. Обычно это проходило так: был вопрос и о.Тимо отвечал, потом следующий вопрос и ответ, но иногда возникала общая беседа. Вопросы были самыми разными: от правильного поведения в храме до церковной политики.

            О. Тимо рекомендовал оглашаемым читать литературу, прежде всего, Библию, православный календарь и молитвослов, и кроме них, например, книги архиепископа Паавали и о. Александра Шмемана. О. Тимо говорил о том, что Библия является основной книгой для христиан, и очень важно читать ее, но на встречах ее не читали. Тем, кто хотел вместе читать Библию, он советовал участвовать на встречах по чтению Библии, которые в то время вел о.Александр Корелин, а после него о. Маркку Салминен. На этих встречах собирались и православные и лютеране — все, кто хотели.

О молитве о. Тимо говорил довольно мало, потому что он считает себя самого малоопытным в молитве, и думает, что молитва сугубо личное дело. Встречи начинались и заканчивались общей молитвой, и о. Тимо рассказывал о молитве вообще, и о Молитвослове. Иногда задавали вопросы о молитве, и тогда о ней говорили подробнее.

Оглашаемые задавали постоянно вопросы в связи с различиями разных конфессий. Особенно много обсуждали  различия между Православной и Лютеранской церквами, а отношение к Католической церкви обсуждали на более теоретическом уровне. “В Финляндии секуляризованное протестантское общество, и эта секуляризованность заквашена протестантизмом. Поэтому я часто даже полемически указывал границу с лютеранством, но не особенно с иудаизмом или католичеством, потому что нет нужды. Но, с другой стороны, плодотворно то, что некоторые вещи у нас общие”.

У о. Тимо в основе катехизации лежит объяснение истории спасения. Это хороший принцип, и из историй катехизации мы знаем, что в древней церкви катехизис основывался обычно или на библейской истории спасения или на подробном комментарии Символа веры. [31] Хотя в древней церкви оглашали бывших язычников (или иудеев), а в нашем случае бывших лютеран, можно пользоваться ее опытом. Однако, конечно, бывшим лютеранам не надо объяснять все с начала, если предполагаем, что они восприняли то, что им преподавали в школе. Но, с другой стороны, как о. Тимо отметил, у многих христианское школьное образование было или забыто или вообще не воспринято.

О. Тимо подчеркивает значения богослужения в катехизации, и это очень важно. В богослужениях передаются все стороны христианской веры: догматика, слово Божие, таинства, красота… Поскольку в Финляндии служат на понятном языке, богослужения всем доступны. В научении веры у о. Тимо присутствуют самые главные вещи о догматике и этике, но не хватает изучения Библии. Чтение Священного Писания в катехизации необходимо, потому что оно является наряду с Преданием основным источником христианской веры. Кроме того, нет гарантии в том, что все бывшие лютеране ее читали и поняли, и, во всяком случае, ее понимание в Православной церкви может отличатся от лютеранского понимания. Также надо помнить то, что одно дело читать Священное Писание в одиночку, а другое — читать его вместе с другими.

Когда о. Митро стал проводить катехизацию, система изменилась полностью, и также название изменилось: раньше группа называлась “катехизационный кружок”, а сейчас “кружок православия”. Обучение  состоит из лекции по разным темам, связанным с православием. Лекции читали, например, по таким темам: православный календарь, праздники и посты (особенно Великий пост и Пасха); богослужения; таинства; молитва; монастырская традиция; иконы; православие в Византии, в России, в Карелии и на Западе; миссионерство. О. Митро хотел, чтобы не он один читал лекции, а разные люди, и священники и миряне, специалисты по этим темам. По его мнению, не хорошо, если только один священник научает, потому что тогда легко центром становится личность данного священника. Когда многие разные люди научают, есть возможность познакомиться с разными людьми в Церкви, и также легче найти духовника среди священников.

            С каждым человеком, который хочет стать православным, о. Митро сначала беседует, чтобы узнать его основу и биографию. Оглашение состоит из бесед, чтения литературы, участия в богослужениях, и по желанию, можно ходить слушать лекции. О. Митро считает, что очень важно, чтобы оглашаемые получили руководство к личной духовной жизни. Когда оглашаемый становится членом Православной церкви, важно, чтобы он стал регулярно исповедоваться и причащаться. О. Митро подчеркивает именно необходимости частого участии в Евхаристии, потому что без него православный не православный.

В катехизации у о. Митро нет никакой системы, а научение состоит из лекций на разные темы о православии. Таким образом, оглашаемым трудно получить целостную картину о православной вере. Хорошая сторона этого опыта — личностный подход к оглашаемым, то, что о. Митро сначала узнает биографию оглашаемого, и старается передать ему о вере и жизни в Церкви то, чего у них еще не хватает. Хорошо тоже то, что подчеркивается участие в богослужении.

В Эспоо оглашение начинается каждый год осенью. Оглашаемых было в группе все время 8 – 16 человек.  Группа собирается раз в две недели, а во время Великого поста чаще. На первой неделе Великого поста над оглашаемыми читают экзорцизмы в притворе храма. В конце поста они исповедуются, и миропомазание (или крещение) совершается в Великую субботу на вечерне.

            Содержание научения состоится из истории спасения, догматики, участии в богослужениях и чтении литературы. Таинства проходят после миропомазания. Например, осенью 1999 и весной 2000 года на встречах проходили следующие темы: Сотворение мира и человека; Грехопадение; Учение ап. Павла о Церкви как царственном священстве; Божественное откровение: Библия как “исторический документ” и литургическое употребление Библии; Рождественский пост и другие посты; Христос исполнение откровения: ветхозаветные пророчества и связь между Ветхим и Новым заветами, значение Боговоплощения, природы Христа, смерть и воскресение; Двунадесятые праздники, тропари, суточные богослужения, схема вечерней службы, памяти святых на неделе, о церковном пении; О молитве; О святых; Главное содержание учения и жизни Христа; Подготовка к Великому посту, особенности великопостных богослужений, молитва Ефрема Сирина, литургия преждеосвященных даров, Покаянный канон Андрея Критского; Об иконах; Учение о Боге, Бог как Троица, Святой Дух, Св. Дух в Библии и в Церкви, Церковь; Таинства.

            Содержание Библии не проходили. О молитве говорили на встречах вообще, и оглашаемым рекомендовали читать некоторые молитвы из молитвослова и псалмы. Оглашаемые регулярно участвовали в богослужениях.

            Также как у о. Тимо, в Эспоо в основе катехизации лежит история спасения. Остальные главные вещи веры и жизни Церкви входят в эту систему, но здесь также не хватает изучения Священного Писания. В примере катехизации в Эспоо можно видеть некоторое влияние опыта Огласительного училища при Свято-Филаретовской школе. Оно больше всего видно в том, что о таинствах говорят подробно только после миропомазания, когда новообращенные уже сами участвуют в них. Другой общей чертой является то, что вся группа воцерковляется вместе.

Проблемы

С большими проблемами в связи с катехизацией о. Теппо не сталкивался, но он назвал проблемой то, что катехизаторы не советовались между собой о содержании катехизации, а каждый занимался в одиночку. Он хотел, чтобы были приняты какие-то общие решения о катехизации, например о том, что является самым необходимым знанием для оглашаемых, то есть, где нижняя граница.

По мнению о. Тимо, самой большой проблемой является то, что после оглашения новым членам Церкви очень трудно найти свое место. На огласительных встречах люди знакомились и общались друг с другом, но в приходе этого не хватает. Огласительные встречи были не только научением веры, занятиями, но также местом встречи, и потом, другое  такое же место трудно найти в приходе. “Но, с другой стороны, - говорит о.  Тимо, - такое же место и не нужно искать, потому что суть жизни в Церкви не социальные кружки и кофепитие. Но все равно, кроме богослужений нужно еще что-то, через что люди могли бы войти внутрь жизни в приходе, в Церкви. Я ничего не мог посоветовать кроме встреч, на которых читают Библию, но не все чувствуют их своим местом. Кроме того, есть еще кружок Тiistaiseura, который собирается по вторникам, и миссионерский кружок, но они тоже не для всех интересны. Только некоторые люди находят свое место”. Из 20 человек, может быть, один или два человека находят свое место. Есть еще такая проблема, что те, кто находят свое место, сталкиваются с жестокой реальностью приходской жизни. Некоторые люди активно и с удовольствием участвуют в приходской политике, а некоторые отстраняются и говорят, что “это же совсем ужасно, как я был счастлив, когда я только стоял на службах...”

На оглашении о. Тимо старался подчеркивать ответственность, в том числе экономическую ответственность. Нельзя быть в Церкви только потребителем, а надо учиться служить, нести ответственность за Церковь. О.Тимо вспоминал, что дьякон Ханну Кононен говорил когда-то, что многие новые члены Церкви спрашивают, что Церковь должна мне дать, но мало кто спрашивает, как я могу служить в Церкви? Именно в этом проблема, потому что есть люди, которые могут дать что-то, служить, но Церковь не умеет принять. И, с другой стороны, есть люди, которые хотят только брать. Эти проблемы о.Тимо не удалось разрешить.

Разговор с митрополитом Лео предлагает одно из возможных решений таких проблем, по крайней мере частично. Он считает, что очень важно вовлекать новообращенных в деятельность приходов, в служения, например, в дела милосердия. Ни в коем случае им нельзя сразу стремиться участвовать в управлении прихода, потому что для них это опасное и слишком трудное место. Кроме того, митрополит Лео считает, что было бы идеально, если бы оглашаемые имели личностные отношения со священником, и чтобы они продолжались после воцерковления. Еще лучше было бы, если бы оглашаемым занимался не только священник, а так же поручитель, особенно после воцерковления. Личное руководство необходимо, потому что слушать только лекции — почти то же самое, что читать одни книги. Эти две вещи — служение и поддержка поручителей могли бы действительно помочь найти свое место в Церкви. Через это могло бы естественным путем возникать живое общение с другими членами прихода, и они сознали бы себя более ощутимо членами одного Тела.

            Иногда на встречи приходят психически больные люди, и это становиться проблемой, когда они хотят все внимание привлечь к себе. Таким людям приходилось сказать: “Давайте держаться темы”, и обычно остальные в группе переводили разговор на другую тему. Но иногда было необходимо сказать явно больному наедине, что он нуждается в психиатрическом лечении.

            О. Тимо должен был один решать и планировать содержание катехизации. Однажды в приходе должна была собраться инициативная группа по поводу катехизации, но группа так никогда и не собралась. Один священник думал, что было бы хорошо сделать книгу для катехизаторов, а о. Тимо считал, что было бы важнее найти общее решение, соглашение по поводу содержания катехизации. Он думает, что программа сегодняшней катехизации в Хельсинкском приходе не рассматривает вопросы по существу, хотя они и интересны.

            В связи с катехизацией есть иногда проблемы, но о. Митро считает их маргинальными. Иногда на оглашение приходят люди, у кого есть психические проблемы, и с ними надо поступать очень осторожно. Нельзя торопиться принимать их в Церковь: “Я говорю им, что надо посмотреть некоторое время, чтобы увидеть, что Православная церковь тоже не Царствие Божие, и в Ней есть нерешенные проблемы”.

Иногда проблемой может быть различия западного и восточного образа мышления, и некоторые неправильные представления о Православной церкви: “Надо, чтобы человек с западным образованием и образом мышления понимал, что у Православной церкви есть свой образ мышления, который отличается от западного, и Она понимает вещи, может быть, более целостно”. Надо понимать различия и многообразие и не осуждать никого. Нельзя стать православным, если хочется осуждать Лютеранскую церковь и свою прежнюю церковную жизнь. “Православная церковь не является только формальной церковью ритуалов и обрядов, и не только эмоциональным ощущением красоты, а Она имеет крепкую и ясную суть и ее надо уметь видеть. Мы должны иметь четкие и ясные ответы на конкретные вопросы, на этические и другие вопросы”. Одним таким вопросом о. Митро назвал гомосексуальность, потому что есть люди, кто думают, что почти все православные гомосексуалисты. Церковь должна отвечать на вопросы, в чем грех и в чем нет, чтобы осуждать грех, а не грешника.

О. Митро говорит, что оглашение не должно слишком концентрироваться вокруг одного священника, а надо понимать, что вся Церковь может помогать оглашаемым. “Вся Церковь оглашение, и вся Церковь оглашается. Потому есть две части на литургии: литургия оглашаемых и литургия верных. Нам всем надо решать, хотим ли мы быть научаемыми, и, с другой стороны, являемся ли мы действительно верными? Особенно во время Великого поста можно сознавать, как сама Церковь научается, и можно видеть в Ней спрятанное оглашение. Церковь как бы обновляется и призывает нас каждый день обновляться. На каждой литургии сама Церковь уподобляется и оглашаемым и верным, и мы должны решать, хотим ли мы быть участниками в этом. Все в порядке, если мы видим, что мы нуждаемся в научении.”

Почти у всех лютеран хорошая основа христианского знания. О. Хейкки думает, что православная катехизация восполняет ее обычно удачно, но большой проблемой является индивидуализм. Новообращенный может размышлять и верить, например, в переселение душ и не видит целостности учения и жизни Церкви. Второй трудный вопрос состоит в том, призывает ли церковь решать нравственные вопросы в личной жизни: “Кажется, что мы потеряли и в учении, и в образе жизни христианское представление о браке и семье, так что наша нравственная шизофрения неудивительна. Однако, нам не нужен богословский или нравственный православный полицейский, (я думаю, что нежелание епископов говорить обо всех острых проблемах является иногда мудростью), а нам нужна церковность, которая воспитывает человека и общину целостно. И опять мы сталкиваемся с вопросом об общине: что есть Церковь и членом чего человек конкретно становится, когда он входит в Церковь?” Тема катехизации связана с жизнью Церкви целостно, как с внутренним ростом евхаристической общины, так и ее присутствием и миссией в обществе.

Пекка Метсо и Аино Ненола ощущали проблемным свое положение, потому что ответственность большая, но опыта мало. Как научать других, если своя жизнь не соответствует учению? Как быть достаточно строгим, но не слишком строгим катехизатором? Иногда проблемы возникали и в связи с тем, что у оглашаемых очень разный уровень знании, хотя основа у всех обычно достаточно хорошая.

               

Потребность катехизации

Многие считают, что приходящие в Церковь знают, что является богословским содержанием христианства. Почти все оглашаемые получили в школе твердое религиозное воспитание, но часто оно было забыто, а возможно, что оно вообще не было воспринято. Кроме того, православие имеет свои особенности. Поэтому о. Тимо считает катехизацию очень нужной, несмотря на то, что у нас “христианская страна”. Катехизация в смысле научения вере, научения богословскому содержанию христианства важнее, чем православные обряды и карелианизм.

К сожалению, в Православную церковь принимают людей и без катехизации, и на очень легких основаниях, например, у кого-то есть карельские корни. Тем не менее, о. Тимо считает, что участие в огласительных встречах не является единственным путем в Православную церковь. Он тоже сам иногда миропомазывал людей без участия в оглашении, потому что эти люди уже годами ходили на богослужения, читали много, имеют много контактов с членами церкви и общаются с ними. Но совсем самостоятельно, т.е. только читая книги дома, без общения с другими людьми, невозможно стать “практикующим” православным. Участие в жизни церкви необходимо, хотя оно не всегда достаточно хорошо осуществляется. Оглашаемые участвовали регулярно в богослужениях. Из тех, кто пришли на оглашение только из-за какого-то интеллектуального интереса, и кто не принял всерьез необходимости ходить на службы, мало кто потом стал членом церкви. С другой стороны, были люди, которые участвовали в оглашении, приняли православие и стали регулярно ходить на богослужения, но которые через несколько лет ушли. Обычно они переходили в Лютеранскую церковь. Таким образом, оглашение не дает гарантии в том, что люди, прошедшие его, останутся в Православной церкви. О. Тимо упоминал также о том, что довольно часто многие спешат и хотят слишком быстро стать православными. Поэтому он всегда старается успокаивать и говорить, что нельзя торопиться.

           

            По мнению о. Митро, на потребность участвовать в катехизации много влияет то, имеет ли человек православные корни или может быть, православного супруга, или у него нет никаких православных родственников. Для тех, у кого их нет, катехизация гораздо нужнее, чем тем, у кого они есть. Он считает, что православные родственники передают им православие в жизни, и при этом они оглашаются. Но возникает вопрос: есть ли гарантии в том, что они реально воцерковляются, становятся активными, живыми членами Церкви, или усваивает только какую-то обрядовую сторону православия. Во всяком случае, о. Митро считает, что оглашение должно продолжатся один год, когда оно нужно. В это время надо задавать вопросы, искать ответы и посмотреть, можно ли чувствовать себя как дома в Православной церкви. Но есть и такие люди, кого он принимает в Церковь сразу, без оглашения.

           

О. Хейкки считает, что никого невозможно принять в Церковь без оглашения, несмотря на православные корни или брак с православным человеком. В Эспоо групповая катехизация начинается только раз в году, и поэтому, наряду с некоторыми другими причинами, есть люди, кто оглашаются индивидуально. С этими людьми о. Хейкки беседует, рекомендует читать литературу и ходить на богослужения. По его опыту это неудовлетворительная практика. Иногда эти люди позже проходят и групповую катехизацию. Как считает о. Хейкки, невозможно, наверное, обсуждать плоды катехизации. Некоторые участвуют и растут духовно, а другие после активности первого времени остаются в стороне, но всегда есть возможность вернуться.

Также Пекка Метсо и Айно Ненола считают, что групповая катехизация лучше, чем индивидуальная, потому что в группе оглашаемые могут общаться друг с другом. Церковь является общиной, и чтобы стать членом Церкви, надо обращать внимание и на других людей, а не только на себя. Катехизация проводится в Эспоо пока только несколько лет, и еще трудно говорить о ее плодах. Единственно, что можно сказать, что те, кто прошли ее, участвуют активно в жизни прихода.

[31] Гаврилюк, 9.

Продолжение. ГЛАВА II. Опыт катехизации в Хельсинкском приходе 2. Индивидуальная катехизация