ОПЫТ КАТЕХИЗАЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ФИНЛЯНДИИ
(на примере Хельсинкского прихода в 60-90-е годы XX века)
 

Бакалаврская работа

студентки IV курса

Р.-Х. Кемппи

МОСКВА
2001

 

ГЛАВА II. Опыт катехизации в Хельсинкском приходе

3. Огласительная литература

            В 1960-е годы и в начале 70-х годов было вообще мало православной литературы на финском языке, тем более для оглашаемых. Во второй половине 70-х годах и в 80-е годы были изданы книги архиепископа Паавали, некоторых других финских авторов, стала издаваться и переводная литература, например, книги о. Александра Шмемана. В 90-е годы православной литературы существовало уже довольно много, но книг для оглашаемых, тем не менее, мало. В этой главе мы делаем обзор огласительной литературы, используемой в современной катехизации. Список рекомендуемой литературы немного отличается у каждого катехизатора, и он зависит и от того, что особенно нужно для каждого отдельного оглашаемого. Здесь мы рассмотрим самые рекомендуемые книги по данным катехизаторов.

            Само собой ясно, что всем необходимо читать Библию, но в Финляндии у многих есть такое мнение, что “все ее читали”, и поэтому бывает, что на неe мало даже обращают внимания. Библия на финском языке вышла уже в 1642 году, и после того делали несколько раз новые переводы. Сейчас на богослужении пользуются переводом, который вышел в 1992 году. Перевод сделан комиссией, в которую входили представители Лютеранской и Православной Церквей и т.н. свободных христианских направлений. Многие люди пользуются и предыдущим переводом 1938 года. Его язык также понятен, как и язык современного перевода, хотя он немного устаревший. Он более буквальный, чем новый перевод, и поэтому точнее.

            Две другие основные книги Православный календарь и Молитвослов. Православный Молитвослов на финском языке вышел впервые в двух частях в 1893 и 1912 году, а потом второе издание в одном томе в 1942 году. Из-за обновления литургических текстов долго откладывали новое издание, которое вышло только в 1979 году. В начале его даются этические советы и краткое слово о молитве, крестном знамении, поклонах, свечах и каждении. В основном он состоит из молитв для личной духовной жизни, т.е. утренних и вечерних молитв, молитв на разные случаи, тропарей и кондаков, даны определенные части из суточных богослужений. Текстов суточных богослужений гораздо меньше, чем в предыдущих изданиях, потому что сегодня они есть в хороших отдельных изданиях. [32]

            Кроме этих книг надо в первую очередь упомянуть книги архиепископа Паавали “Miten uskomme” (Как мы веруем) и “Uskon pidot” (Пир веры). Книга “Miten uskomme” написана для православных и неправославных, чтобы раскрыть самые центральные вопросы веры и жизни Церкви. Книга делится на три части: вера, Евхаристия и молитвенный подвиг. Книга “Uskon pidot” подробное описание литургии Иоанна Златоуста. В ней объясняется четко, ясно и глубоко вся литургия и смысл ее разных частей. В обеих книгах обращают  внимание также на такие важные вещи, как участие народа в церковной молитве и чтение т.н. тайных молитв.

            В первую очередь для оглашаемых предназначена книга “Ortodoksinen elämäntapa” (Православный образ жизни). Она написана доктором богословия Мерья Меррас. В книге написано о разных сторонах жизни в Церкви, о таинствах, храме, богослужениях, праздниках, посте и т.д. Целью книги является не теоретическое богословское описание учения Церкви, а ответ на практические вопросы, которые возникают у людей, плохо знающих православную традицию, например, как вести себя в храме. Особенно обращается внимание на такие темы, которые для большинства лютеран мало известны, например, иконы, почитание Богородицы и других святых, и православные обряды. В книге обсуждают также этическое учение Церкви. Автор пишет, что в Православной церкви нет списка этических учений о том, что правильно и неправильно в каждом конкретном случае, а Церковь старается помочь человеку расти духовно и самому найти правильные ответы, опираясь на десяти заповедей, учение и жизнь Христа и на всю традицию, которая существует в Церкви. Каждый должен сам решать проблемы и отвечать за свои поступки. Автор подчеркивает, что вне христианской общины невозможно жить христианской жизнью. Для духовного роста необходимо жить в Церкви и участвовать в ее богослужениях и таинствах: “Чем больше мы живем в этом общении, тем легче нам открывается то, как решать жизненные вопросы по учению Церкви”. [33] Участие в богослужениях является лучшим путем и для тех, кто только интересуются православием. Самый хороший совет, который можно дать человеку, интересующему православием, звучит: “Приди и посмотри!” (Ин. 1,46). [34] То есть, православию можно научиться только участвуя в богослужениях. Но, конечно, впоследствии возникает много вопросов, на которые в этой книге даются простые и короткие ответы. Кроме практического руководства автор советует, как идти дальше, как найти более подробные знания, к кому обращаться и какие книги существует на разные темы. Последняя глава о подготовке к Евхаристии написана архиепископом Паавали.

            Другая книга о вере и жизни Церкви, которая рекомендуется оглашаемым, называется “Uskon ohjeeksi” (Правила веры). Йоханнес Сеппяля пишет в ней о Предании, Боге, человеке, грехопадении, спасении, Христе, Богородице, Церкви, таинствах, монашестве, богослужениях и молитве. Самые основные вопросы христианской веры объясняются коротко и на простом языке, но достаточно глубоко.

            Есть несколько книг, в которых дается общее богословское описание православной веры; из них самые известные переведенные с английского языка книги архиепископа Каллиста (Уэра) (Kallistos Ware): “Ortodoksinen tie” (Православный путь) и протопресвитера Фомы Хопко (Thomas Hopko): “Ortodoksinen usko” (Православная вера). Кроме них на эту тему есть учебники, которыми пользуются и в гимназиях, и во взрослой катехизации, написанные финским священником Виктором Райласом.

            Из переведенной литературы надо упомянуть прежде всего книги о.Александра Шмемана “За жизнь мира” и “Великий пост”. Из аскетической литературы трудно называть какую-то книгу, которую можно рекомендовать оглашаемым. Некоторые катехизаторы рекомендуют читать учения Аввы Дорофея, но бывает, что иногда рекомендуется даже такие книги, как “Лествица”, хотя ее никак нельзя назвать огласительной литературой. Но, конечно, очень много зависит от основы оглашаемого, и кому-то такие книги можно рекомендовать, но не всем сразу.    

Из этого обзора можно видеть, что огласительная литература есть, но ее мало. Есть замечательные книги о том, во что православные веруют, как участвовать в таинствах, о традиции и как сосредоточиваться в личной духовной жизни, но не хватает руководства к тому, как воцерковлять всю жизнь, живя в современном обществе, как учиться жить полноценной церковной жизни в приходе. Очень хорошо то, что в литературе подчеркивается необходимости часто участвовать в богослужениях и таинствах, но кроме архиепископа Паавали и о. Александра Шмемана, мало кто пишет о том, что должно происходить после службы, как осуществлять “литургию после Литургии”. Не хватает литературы о Церкви, об общинной жизни, о чтении Св. Писания (с православной точки зрения) и о молитве (именно для оглашаемых). Из-за недостаточности огласительной литературы о молитве многие увлекаются сразу глубокой аскетической литературой, которую без достаточного опыта духовной жизни очень трудно воспринимать правильно. Кроме того, односторонность литературы способствует развитию индивидуального восприятия веры и жизни в Церкви, и мало помогает найти свое место в приходе. Не удивительно, что литературы не хватает именно по тем вопросам, которые являются слабым местом и в самом оглашении.

           

Сделаем несколько выводов о катехизации в целом. Мы уже заметили, что, на самом деле, групповая и индивидуальная катехизация мало отличаются друг от друга, потому что и в той и другой практике воцерковление происходит в более или менее индивидуальном порядке. Только в Эспоо огласительная группа воцерковляется вместе.

            В опыте катехизации Хельсинкского прихода видно три варианта построении научения: во-первых, на основе история спасения, во-вторых, на основе Символа веры, и, в-третьих, весь остальной опыт, который как бы не основывается ни на чем. Четкая структура катехизации очень важна для выполнения главной ее задачи -  целостного вхождения в   веру и жизнь Церкви, чтобы человек мог бы воцерковлять всю свою жизнь и начинал жить в Церкви полноценно. 

            Почти все катехизаторы подчеркивают необходимость участия в богослужениях. Естественно, что много внимания уделяют темам, которые лютеранам мало знакомы: православная догматика, православное учение о таинствах, почитание святых и икон. Об этих темах оглашаемые узнают на огласительных встречах и через чтение литературы. Общим недостатком является отсутствие изучения Священного Писания. Неправильно предполагать, что все читали его и усвоили его содержание. Также очень мало руководства к личной молитве, и мало говорится об этике.

            Часть катехизаторов не видит в катехизации особенных трудностей, но некоторые назвали несколько главных проблем: то, что новообращенным трудно найти свое место в Церкви, индивидуализм, трудности в восприятии лютеранами некоторых вещей в православной традиции, разница в образе мышления в западной и восточной традиции, нереальное представление о Православной церкви и слабость этической проповеди церкви. Многие из этих проблем возникают, видимо, из-за отсутствия общинности и церковности, который воспитывала бы человека и общину целостно, как говорил о. Хейкки.

            Все катехизаторы считают оглашение нужным, хотя один из них не считает ее своей задачей. Разницы взглядов о необходимости оглашения в том, что одни считают его нужным для всех, а другие принимают в Церковь без оглашения людей, имеющих православные корни или православных супругов.

[32] Rukous- ja hartauskirja, 5-6.

[33] Merras, Merja, 106.

[34] Там же, 8.

 

Продолжение. ГЛАВА III. Сравнительный материал. 1. Опыт катехизации в некоторых других приходах