ОПЫТ КАТЕХИЗАЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ФИНЛЯНДИИ
(на примере Хельсинкского прихода в 60-90-е годы XX века)
 

Бакалаврская работа

студентки IV курса

Р.-Х. Кемппи

МОСКВА
2001

 

ГЛАВА III. Сравнительный материал

            В этой главе мы постараемся рассмотреть, как современная катехизация организована в некоторых других приходах и отличается ли она от катехизации Хельсинкского прихода. Наконец, сравним этот опыт катехизации с опытом древней церкви. Также как в предыдущей главе, материал основывается, в основном, на интервью, и на них отдельно не ссылается, а только на литературу.

1. Опыт катехизации в некоторых других приходах

 

            О. Ииво Суванто из Йоэнсууского прихода рассказывал, что в каждый год переходят в православие от 10 до 40 человека. Большинство из них образованные люди среднего возраста. В приходе нет групповой катехизации. Оглашаемым рекомендуется участвовать в богослужениях и читать литературу. По желанию они могут ходить раз в неделю на лекции о православии. Эти лекции читают не только оглашаемым, а все желающие могут посещать их. О.Ииво рассказал, что многие принимают православную веру, но не становятся активными членами Церкви.

            О катехизации в сельской местности Тайпале рассказывали о. Пекка Тимонен и о. Пааво Ратилайнен. С 1960-х годов до нынешнего дня оглашаемых в каждый год всего лишь несколько человек. Они участвуют в богослужениях, священник рассказывает об учении Церкви и об обрядах и традиции и рекомендует читать литературу.

            В приходе г. Котка оглашаемых 8-10 человек в год. Большинство из них -женщины среднего возраста. Настоятель прихода, о. Вейкко Лисицын,    рассказывает, что оглашаемые должны участвовать в групповой катехизации, читать литературу и ходить на богослужения, чтобы свидетельствовать о своем желании стать православным. До миропомазания священник должен быть уверенным в искренности желания оглашаемого принять православие. Оглашение длится примерно один год. После первой беседы узнается основа, что надо учить оглашаемому и почему он хочет стать православным. “Православие очень глубокая и широкая религия, и поэтому от оглашаемого нельзя требовать очень много. Православие надо принять ради любви ко Христу и апостольской вере. Количество знания не является критерием веры, а новообращенным как и в детстве крещенным надо дать возможность расти и надо верить в его способность идти вперед в духовной жизни. Мы не являемся полицейскими или нигилистами, а воспитателями в Христовой любви. У всех нельзя требовать одинаково много знаний, потому что у всех разные способности”.

            В приходе в г. Ювяскюля переходят в православие около 40 человек в год. Каждый из них оглашается или в группе или индивидуально. Срок оглашения - от нескольких часов до нескольких месяцев. В научении входит беседы о Библии, догматике, литургике, церковном календаре и молитве. На беседах о молитве учатся разные молитвы и разные молитвенные практики. Также предполагается, что оглашаемые ходят регулярно на богослужения. О.Арто Лескинен считает, что в связи с катехизацией нет проблем. Кроме того, литературы достаточно, так что с православием можно познакомится и самостоятельно.  

            Настоятель прихода в г. Тампере, о. Ристо Линту, рассказал, что в их приходе каждый год 30 – 35 человека переходит в православие. Примерно третья часть из них участвует в групповой или индивидуальной катехизации, в зависимости от потребности и других причин. Групповая катехизация существует в этом приходе около 14 лет, и в последнее время она стала более регулярной, чем раньше. Длительность катехизации зависит от желания оглашаемого, и в группу можно ходить и после миропомазания. О. Ристо не считает оглашение обязательным. В оглашении могут участвовать все, кто хочет. Миропомазание совершается, когда оглашаемый сам чувствует себя готовым к этому. Научение содержит темы об истории церкви, литургике, этике, догматике, других конфессиях, Библии.

            Большинство из оглашаемых - бывшие лютеране, в возрасте 20 – 40 лет, студенты и образованные люди. Некоторую часть составляют крещеные в православии люди, кто на некоторое время уходили из Церкви, а потом вернулись. В последние годы увеличилось число иностранцев среди оглашаемых, прежде всего из России. Они не могут участвовать в катехизации из-за незнания финского языка.

                В деревне гораздо меньше людей переходят в православие, потому что там люди более консервативные. Вообще, в деревне православные являются редкостью, и если они сами активно не ищут духовного окормления, то остаются без него.    

Этот краткий обзор показал, что везде большинство оглашаемых - образованные люди, женщины среднего возраста и студенты, также как в Хельсинкском приходе. Естественно, что по числу в городах гораздо больше людей переходят в православие, потому что там людей больше, чем в деревне. Можно ожидать, что и в относительном измерении в городах переходящих в православие больше, потому что жизнь приходов централизована в городах. Во всех этих приходах стараются организовать оглашение по возможностям или в группе, или индивидуально. Хельсинкский приход отличается от других приходов прежде всего тем, что он самый большой по числу членов. Поэтому естественно, что в нем больше деятельности и больше храмов и священников, и также оглашение там более организованное, потому что и оглашаемых больше, чем в остальных местах. Там, где оглашаемых мало, нет возможности оглашать их в группе, и их оглашают индивидуально. Есть еще такая проблема, что оглашаемые могут жить очень разобщенно на территории большого, но малочисленного прихода, и очень трудно было бы собирать их в группу.

Везде основным в оглашении является участие в богослужениях, беседы со священником и чтение литературы. О содержании ничего подробно нельзя сказать. Кажется, что оно не сильно отличается от содержания катехизации в Хельсинкском приходе.

Обращаем внимание еще коротко на одну тему, о котором мы выше не упомянули: как церковь относится к оглашаемым в церковной молитвенной жизни? Отмечается ли их присутствие на богослужениях каким-то образом?

В Финляндии во всех приходах оглашаемые могут присутствовать на всех службах с начала до конца, если хотят, то есть, также на литургии верных. О. Ристо Линту заметил, что невозможно же сказать о всех, кто приходит на литургию, православные ли они или неправославные. 

            В некоторых приходах читают ектению об оглашаемых, а в некоторых не читают, но нигде о них не молятся называя их по имени, за исключением той службы, в которой совершается миропомазание. В Хельсинкском приходе ее иногда читают, а иногда нет.

            Экзорцизмы над оглашаемыми не читают нигде кроме Эспоо, и там только один раз, в начале великого поста.          

Продолжение. ГЛАВА III. Сравнительный материал       2. Сравнение с катехизацией древней церкви