студентки IV курса
МОСКВА
2001
ГЛАВА I. Переход в православие и его причины
2. Некоторые частные случаи
Мы рассказали об общих чертах перехода в православие и теперь приведем несколько конкретных примеров. В общих сведениях была, наверное, больше представлена и лучше видна обстановка тех, кто составляют большую часть оглашаемых, значит, женщин среднего возраста, а следующие примеры представляют студентов.
Одна молодая женщина, которая оглашалась в 1994-95-е годы, рассказывала, что она ушла из Лютеранской церкви в молодости, потому что она восстала против церкви, как института. Кроме того, ее отталкивал пиетический дух прихода: осуждающая проповедь, какая-то безрадостность и отделение “истинно верующих” от других. Она думает, что если бы она была тогда более зрелой, то может быть, она могла бы найти в Лютеранской церкви что-нибудь, ради чего она осталась бы в ней. Через 10 лет она поняла, что она хочет быть христианкой, и нашла Православную церковь, потому что уже знала что-то о ней и у нее были православные знакомые. Сейчас она думает, что она могла бы в принципе стать и католичкой, но в Финляндии гораздо естественнее быть православным, чем католиком. Она довольна своим решением и чувствует, что она нашла то, что искала. [23]
Она прошла оглашение у о. Тимо Сойсало (см. ниже). Она считает, что оглашение было хорошим путеводителем к Церкви, началом жизни в Церкви. Оно дало ей твердую основу и показало, что есть в Церкви, в том числе оно подготовило ее встретить трудности. На огласительных беседах проходили главные положения веры Церкви, и особенно такие вопросы, которые были наиболее актуальны для нее лично, например, христианское учение о браке. [24]
О выше упомянутых позитивных качествах Православной церкви свидетельствует рассказ одной женщины: “Я перешла в Православную церковь в возрасте 19 лет. На это повлияли сияющие теплотой и человеколюбием карельские бабушки, которых я видела в церкви, а также красивые богослужения, которые дают мир. Я, наверное, никогда даже не познакомилась с лютеранской церковью, как следует, но, тем не менее, ей далеко до Православной церкви, которая ‘все наполняет.’(...) Я нашла в православной традиции такое богатство и благодать, которых я нигде кроме нее не могла бы найти.” [25]
На оглашение она ходила сначала в г. Хямеенлинна. Там она участвовала в индивидуальной катехизации в течение одного года, а после переезда в Хельсинки - три месяца ходила на групповую катехизацию к о. Тимо Лехмускоски. Она рассказала, что кроме знания для нее было очень значительно видеть пример самих катехизаторов. [26]
Еще пример. Один молодой человек приехал в Хельсинки, чтобы учиться в университете на богословском (лютеранском) факультете. До того он пребывал некоторое время на Новом Валааме и интересовался православием. В Хельсинки он стал ходить на православные богослужения, читать литературу и через некоторое время начал ходить на оглашение, и, наконец, принял православие. Прежде он был активным членом Лютеранской церкви, но хотел стать православным, потому что видел в православии полноту веры, и хотел стать участником православной Евхаристической общины. Он размышлял над разными вопросами богословия, например, что есть Церковь? Для него было естественным стать православным, хотя он и сомневался и думал о том, как его родственники к этому отнесутся. Оглашение ему очень помогло, особенно тем, что он познакомился со священником и с другими оглашаемыми. Очень большое значение имела именно роль священника. [27]
Эти примеры свидетельствуют о разных путях в Церковь. В первом примере мы видим восстание против Лютеранской церкви, которое вело к уходу из нее. Впоследствии эта женщина поняла, что она хочет быть христианкой, и она нашла свое место в Православной церкви, хотя считает, что ей было бы возможно быть и католичкой. Двое других не имели ничего особенного против Лютеранской церкви, но нашли полноту веры в Православной церкви и ее превосходство перед другими конфессиями.
Из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов. Большинство оглашаемых — женщины среднего возраста, с высшим или средним образованием. Известно, что женщины участвуют в церковной деятельности всегда активнее, чем мужчины, если наблюдать, например, посещаемость храмов. В среднем возрасте многие успели пережить разные жизненные кризисы, о которых писал Паули Телсаваара. У них возникают вопросы, на которые многие ищут ответы в религии, и если не находят их в своей церкви, то идут дальше. Образование, наверное, способствует такому исканию и помогает усвоить содержание новой веры. Архиепископ Йоханнес пишет: “Одна существенная причина в том, что секуляризованность некоторых протестантских церквей и ослабление их проповеди заставляют людей искать Православную церковь, которая крепче хранит непоколебимые ценности и традицию”. [28] Подобные выводы сделали и другие.
Кроме женщин среднего возраста многие студенты переходят в православие. Это не удивительно, потому что в Хельсинки есть много вузов и молодежная и студенческая деятельность хорошо организованы в Хельсинкском приходе. Многие молодые люди находят путь в Православную церковь и через своих православных друзей. Студенты не рассказали о жизненных кризисах. Хотя у них есть много общего с другими, у них духовное искание происходило по-другому: через восстания против церкви как института, через видение богатства и благодати Православия и изучение богословия. Кажется, что в Лютеранской церкви им не удалось найти Церковь, а только институт, но в Православной церкви нашлась евхаристическая община, полнота веры и Предание, которые Лютеранская церковь потеряла.
Некоторую часть новых членов Православной церкви составляют иностранцы, приехавшие из-за границы, прежде всего из России. Они, наверное, из-за языковых трудностей мало участвуют в катехизации.
Многие считают, что Православная церковь является открытой церковью, в которую легко войти. В ней они находят устойчивость и крепость веры и традиции, которых в Лютеранской церкви не хватает. Особенно в православии привлекает богатая богослужебная жизнь, красота, теплота, мистика, традиция и ощущение святости. От лютеранства отталкивают рационализм и ощущение некоторого холода и мрачности, иногда и пиетический дух. Митрополит Антоний Сурожский наблюдает ничто подобное в Англии. Западное богослужение стало коротким и рациональным, а православное богослужение является целым переживанием: “В своей религиозной жизни западный мир страдает, главным образом, от того, что из сердца эта жизнь перешла в мозг. Очень многое, что должно было бы быть живым переживанием, живым опытом, стало рациональным. И первое, что поражает западного человека, когда он встречается с Православной церковью именно в богослужении, это живое чувство верующих православных людей, которые стоят перед Живым для них Богом, и молятся Ему, и общаются с ним с живым чувством трепета, любви, покаяния, порой ужаса (...) человек в нашем богослужении охвачен всецело; слова богослужения, написанные святыми, испытанные столетиями религиозного опыта, молитвы, представляют собой умственно очень крепкий, ясный, хрустальный остов. И вокруг этого остова живой, трепетной мысли — не рациональной, а рожденной из созерцания, — молитва и поклонение Богу. Это — первое, что поражает западного человека”. [29]
Иногда людей привлекает больше внешняя красота богослужения, особенно в начале, если они еще не нашли внутренней красоты. Она может мешать им найти самое главное. Но не бывает подлинной внешней красоты без внутренней, и внешняя свидетельствует о внутренней. Как о. Тимо говорил, катехизация должна помогать именно в этом, найти и понять суть и глубину вещей.
Мы нашли общие замечания с митрополитом Антонием и в том, что касается смерти и отпевания. На Западе смерть спрятана где-то в больницах или, во всяком случае, далеко от здоровых, живых людей. Многие относятся к смерти с ужасом, и не видят в ней ничего кроме страдания и потери. Мало кто видел умершего человека. А в православном отпевании встречается совсем другое: гроб открыт, нет никакого ужаса, а чувство величия смерти. Это дает многим глубокое впечатление. Православное отпевание передает особенным образом самую суть христианства — веру в Воскревшего Христа и воскрешение мертвых. Митрополит Антоний пишет: “И это тоже нечто, что мы должны принести Западу: наше православное зрение, наше православное переживание и понимание смерти. (...) …одна из первых молитв, стих из псалма, говорит нам как бы от имени усопшего: Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, Господи!.. Словно из гроба нам посылает весть усопший: я жив, я вижу Бога, я вошел в вечность, я не потерял жизнь, я из временного вошел в вечное; из того, что можно у меня отнять, вошел в то, чего уже никакая сила у меня отнять не может...” [30]
Многие интересуются православием из-за родственников. Если это родители или прародители, то с этим часто связан и интерес к своим корням вообще, не только к православию, тем более, если эти корни находятся в “потерянной Карелии”.
[23] Anttonen.
[24] Там же.
[25] Kuustola.
[26] Там же.
[27] Uuksulainen.
[28] Arkkipiispa Johannes.
[29] Митрополит Сурожский Антоний, 276-277.
[30] Там же, 285, 287.
Продолжение. ГЛАВА II. Опыт катехизации в Хельсинкском приходе. 1. Групповая катехизация